Прежде и теперь
Олег Зотов – один из ведущих фэшн- и селебрити-фотографов, культовый фотограф ленинградского рок-клуба, амбассадор Hasselblad, Profoto, Manfrotto и инфлюенсер Nikon в России, член английского Королевского фотографического общества. С 2015 года работает в Москве, с 2019-го – в своей студии на Болотном острове Москвы в творческом кластере «Красный Октябрь».
Его работы можно увидеть на страницах и обложках Men`s Health, MAXIM, Bazaar, OK!, Allure, Playboy, Woman`s Health, Vogue, Danza, Psychologies, YogaJournal, Cosmopolitan, а также ELLE Spain и Vogue Italia.
К 170-летию легендарной кондитерской фабрики «Красный Октябрь» известный фэшн- и селебрити-фотограф, член английского Королевского фотографического общества Олег Зотов сделал специальный проект «Прежде и теперь» по мотивам всемирно известных произведений живописи, поставив точку в споре, является ли фотография искусством. 12 картин по числу месяцев.
Олег, о чем ваш проект?
Давайте я расскажу, как начинался проект «Прежде и теперь». Моя студия находится на «Красном Октябре», на Болотном острове, и, наверное, было бы странным, если бы я прошел мимо такого события, как 170-летие «Красного Октября». Когда Алексей Харин, нынешний владелец фабрики, предложил мне подумать над идеей возможного проекта, я отправился на выставку «Роза Эйнема» на нашем острове, где меня вдохновила история основателей и первых владельцев фабрики – Эйнема и Гейса, которые были не только умелыми бизнесменами, но еще и очень творческими людьми, понимающими толк в сочетании на первый взгляд несочетаемых по тем временам вещей. Они превратили кондитерские изделия в искусство, не только улавливая тренды времени, но и создавая их. В общем-то, их можно назвать пионерами рекламы и пиара.
Эйнем и Гейс заказывали композиторам произведения, которые люди исполняли в салонах, на светских раутах, и одновременно в продажу поступали одноименные кондитерские изделия, точно так же они заказывали стихи поэтам, некоторые были отпечатаны на обертках конфет, художникам заказывали тематические открытки. Устраивали кастинг среди сотрудниц своей фабрики, прихорашивали их и фотографировали для размещения на коробках, сегодня это «Старинные открытки». Я всегда говорю, что знаки судьбы в жизни не случайны, и мое участие в этом проекте, видимо, предопределено большой любовью владельцев фабрики к фотографии, ведь и Юлиус Гейс, и Алексей Харин – фотографы, скромно относящие себя к любителям, хотя работы Алексея никак любительскими не назовешь.
Мне очень понравилась идея открыток того времени «Прежде и теперь», и стало интересно сделать свой проект, который показывал бы культуру потребления сладостей в прошлом и настоящем. Но как это происходит в настоящем, мы знаем, а вот как было «прежде» и как это показать? Вот в этом состояла интересная задача: не было фотографий, но гениальные художники создали шедевры мировой живописи. Осталось только переосмыслить и создать по их мотивам свой «холст».
Инструменты фотографа – фотоаппарат и свет. Пользуясь ими, я старался максимально, где это возможно, без компьютерной обработки повторить живописные шедевры прежнего времени. Не было цели отобрать полотна, относящиеся к периоду 170-летней давности, упор делался на известные шедевры живописи, по мотивам которых, не следуя точному копированию, я постарался сохранить стиль, атмосферу и узнаваемость. Эта часть относится к «прежде», а фотополотна современности – «теперь».
Были выбраны картины: «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Американская готика» Гранда Вуда, «Прекрасная шоколадница» ЖанЭтьена Лиотара, «Неизвестная» Ивана Крамского, «Любительница абсента» Пабло Пикассо, «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера, «Застреленные Мэрилин» Энди Уорхола и другие.