Хирокадзу Корээда о том, как сложно быть японским режиссером

ОгонёкРепортаж

«Жизнь состоит из полутонов»

8 декабря на международном кинофестивале в Макао режиссеру Хирокадзу Корээде вручили премию Spirit of Cinema — за творческие заслуги в киноискусстве. О том, как сложно быть японским режиссером и при этом оставаться человеком мира,— в эксклюзивном интервью «Огоньку»

Беседовала Татьяна Розенштайн

Режиссер Хирокадзу Корээда до сих пор поражен тем, что его фильмы понятны не только в Японии

Мировая слава к японскому режиссеру Хирокадзу Корээде пришла после выхода фильма «Магазинные воришки» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля) — о семье мошенников, которая, собственно, и семьей в буквальном смысле не является; парадокс, однако, в том, что друг к другу они относятся с большей теплотой, чем в иных нормальных семьях. Институт семьи и современность — это можно назвать, выражаясь солженицынским языком, одним из «узлов» творчества Корээды. В этом году в российский прокат вышла «Правда» — первый фильм, снятый Корээдой за пределами родины. В центре повествования — отношения стареющей кинозвезды со взрослой дочерью и внучкой. Картину снимали во Франции с участием французских (Катрин Денёв, Жюльетт Бинош) и американских (Итан Хоук) актеров, на французском и английском языках.

— В этом году вышел ваш первый фильм, снятый за рубежом,— «Правда»; почему для международного дебюта вы выбрали именно Францию? Тоже не устояли перед французским шармом и соответствующими штампами?

— Поскольку единственный язык, которым я владею,— это японский, для меня не играло большой роли, в какой стране состоится мой международный дебют. Подошла бы любая. Но выбрал я именно Францию, потому что там есть много людей, которые поддерживают меня. Франсуа Озон всегда советовал мне снять фильм во Франции, а Жюльетт Бинош даже проявила инициативу. Она разыскала меня в Японии, где мы провели целый день вместе, гуляя по Киото и обсуждая наш будущий проект. Так возникла идея «Правды». Вернее, сама идея проекта возникла гораздо раньше. В 2003 году была запланирована аналогичная театральная постановка в Японии. По сценарию речь в ней шла о пожилой актрисе, своего рода легенде японского кино, и при этом в человеческом смысле почти отвратительной личности. В частности, она все время сквернословила и ругала других людей на чем свет стоит. В Японии мне бы не удалось, однако, снять подобный фильм. Хотя бы потому, что на на‑ стоящий момент у нас нет такой всемирно известной японской актрисы, которая олицетворяла бы собой все искусство. А вот во Франции была и есть Катрин Денёв, я ею давно восхищался.

— Считаете, у Картин Денёв хорошо получается сквернословить?.. Каково было работать с ней на съемках? С какими трудностями пришлось столкнуться?

— Катрин Денёв в жизни — полная противоположность тому образу, который нужно было воплотить на экране. Она никогда не вмешивалась в процесс съемок. Единственное, о чем она меня попросила, чтобы ее героиня была актрисой, слава к которой пришла в 1950‑е годы. В одном из интервью японской газете Катрин сказала, что ей нравилось смотреть мои фильмы еще до того, как мы начали снимать «Правду». Благодаря этому она прекрасно понимала мой образ мыслей. Во время съемок ее никогда не интересовало, как она смотрится в кадре, ей никогда не хотелось их пересматривать. Однако она хотела знать, как идет процесс съемок в целом. Например, она просила показать сцены, в которых она не участвовала. Поэтому, когда фильм был готов на одну треть, я отправил ей материал. Словом, у Денёв нет ничего от кинодивы.

Она не считает, что мир вращается вокруг нее. У нее очень четкая установка на то, что кино — коллективный процесс и удача фильма зависит от работы всего коллектива. У меня самого произошло много казусов при съемках. Для съемок во Франции мне пришлось полностью переписать сценарий. В японском языке мы не употребляем личных местоимений, в предложениях отсутствует объект… Японский язык минималистичен. И потом, отношения между людьми в Японии сильно отличаются от тех, к каким привыкли во Франции. В Японии люди стараются избегать прямой эмоциональной конфронтации. Возьмем, к примеру, сцену, когда пьяный муж поздно возвращается домой. В Японии эту сцену снимут совершенно не так, как у вас или в Европе. У нас либо жена будет притворяться спящей, когда слышит шаги входящего мужа, либо муж останется ночевать в гостиной на диване, даже не пытаясь проникнуть в спальню, чтобы не быть вовлеченным в спор. Когда я наблюдал во французских фильмах за ругающимися супругами, мне часто казалось, что они после этого уже никогда не будут друг с другом разговаривать. А те как ни в чем не бывало наутро вступали в разговор. Поэтому те сцены в «Правде», где мать и дочь выясняют между собой отношения, я оставил на произвол самих актеров и старался не вмешиваться в их игру.

— Прежде чем снять первый художественный фильм, вы довольно долго работали в документальном кино. Каким вспоминается вам сегодня ваш дебют?

— Когда в 1995 году вышел мой «Призрачный свет», мне уже было тридцать с небольшим. Я действительно создал несколько документальных картин, но главным своим занятием считал работу на телевидении. Конечно, мне хотелось снимать художественные фильмы, но для этого не было возможностей. Уже тогда было сложно стать режиссером художественного кино, мне долго пришлось ждать своего шанса. В тот момент в ящике моего стола уже хранились два готовых сценария. Шанс возник неожиданно. Продюсер, с которым я работал на телевидении, предложил снять фильм на тему, похожую на мои телевизионные серии. Сценарий был не мой. Это было крайне неудобно, но пришлось пойти на уступки, чтобы не упустить свой шанс. Сегодня мне стыдно вспоминать эти съемки. Я был наивным и неопытным. Мне очень повезло, что в японской киноиндустрии работают высококвалифицированные операторы, арт-директоры и осветители. Все эти люди из кожи лезли вон, чтобы мой дебют удался. Даже не помню, давал ли я им тогда какие-либо инструкции — для этого у меня было недостаточно квалификации. Сегодня, когда пересматриваю свой первый фильм, мне нравится в нем все, кроме моей режиссерской работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

И мы счастливы? И мы счастливы?

Как снимали и закрывали «Дом-2»

Огонёк
Цейтнот: значение слова и примеры этого явления в нашей жизни Цейтнот: значение слова и примеры этого явления в нашей жизни

Объяснение термина «цейтнот», история происхождения слова, синонимы и примеры

Playboy
Вода и мир Вода и мир

Перейдет ли человечество на жидкую валюту

Огонёк
«Папина дочка»: счастливый билет или приговор? «Папина дочка»: счастливый билет или приговор?

Когда отец — твой идеал мужчины, это хорошо или плохо?

Cosmopolitan
Пчеловечество в опасности Пчеловечество в опасности

Удастся ли остановить вымирание пчел и как обстоят дела с производством меда

Огонёк
Дело тонкое Дело тонкое

Как отечественная внешняя разведка изменилась за 100 лет

Огонёк
«Чем толще министры — тем тоньше народ» «Чем толще министры — тем тоньше народ»

Между индексом массы тела политиков и их коррупционным имиджем есть корреляция

Огонёк
Анбоксинг беспилотника «СтарЛайн» Анбоксинг беспилотника «СтарЛайн»

Как ездит беспилотный автомобиль из Петербурга

N+1
Как снимать кино о мафии: уроки мастера Как снимать кино о мафии: уроки мастера

Как кровавая эпическая сага Мартина Скорсезе пришла к успеху

Playboy
Ловить тренды и смеяться над собой: как бизнесу раскрутиться в TikTok Ловить тренды и смеяться над собой: как бизнесу раскрутиться в TikTok

Как бизнесмену зарабатывать в TikToke?

Forbes
Какое животное самое опасное для человека: отвечают эксперты Какое животное самое опасное для человека: отвечают эксперты

Думаете, самыми опасными и смертоносными являются большие хищники? Как бы не так

Популярная механика
Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог

Что делать, если вы слышите мольбы о помощи из соседней квартиры?

Psychologies
Bayraktar VS Орион: битва ударных беспилотников Bayraktar VS Орион: битва ударных беспилотников

Может ли Россия предложить что-то похожее на беспилотник Bayraktar TB2?

Популярная механика
7 фильмов, над которыми работали известные дизайнеры 7 фильмов, над которыми работали известные дизайнеры

Кто придумал леопардовый комбинезон из «Пятого элемента» и костюмы Бонда

GQ
Как русский бизнесмен выбил из IKEA 25 млрд рублей и попал в тюрьму Как русский бизнесмен выбил из IKEA 25 млрд рублей и попал в тюрьму

Константин Пономарев в 2010 году отсудил у шведской корпорации рекордную сумму

Forbes
Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности

Какие методы эпиляции и депиляции можно использовать во время беременности?

9 месяцев
Меха и мужские костюмы: как одеваются знаменитые российские балерины Меха и мужские костюмы: как одеваются знаменитые российские балерины

Выяснили, как в обычной жизни одеваются российские балерины

Cosmopolitan
Главный злодей в триллере о пандемии — банальный грипп. Фрагмент из книги «Следующая пандемия» Главный злодей в триллере о пандемии — банальный грипп. Фрагмент из книги «Следующая пандемия»

Отрывок из книги Али Хана об опасности, которую несёт грипп

СНОБ
Такой «Креты» вы еще не видели. Тест-драйв Hyundai Creta Black&Brown Такой «Креты» вы еще не видели. Тест-драйв Hyundai Creta Black&Brown

Зачем народному корейскому кроссоверу понадобилась лимитированная спецверсия

РБК
Дмитрий Евграфов: « В торговых центрах будет играть плохая музыка от ИИ» Дмитрий Евграфов: « В торговых центрах будет играть плохая музыка от ИИ»

Как создают музыку с помощью нейросетей и почему здесь не обойтись без человека

РБК
Первопечатница Первопечатница

Валерия Роднянская взялась за концептуальное искусство

Tatler
«Я кажусь одержимой? Так и есть!» «Я кажусь одержимой? Так и есть!»

Актриса Фанни Ардан о страхе перед будущим и страстью к ролям и воспоминаниям

Огонёк
Александр Бродский Александр Бродский

Соавтор проекта музея поэта Иосифа Бродского в Доме Мурузи

Собака.ru
Как научиться расставлять приоритеты и достигать желаемого: 10 главных шагов к цели Как научиться расставлять приоритеты и достигать желаемого: 10 главных шагов к цели

Подборка советов, помогающих выявить самые важные для тебя цели

Playboy
Минуту внимания! Минуту внимания!

Как заинтриговать и увлечь любую аудиторию

kiozk originals
«Верность семье важнее верности государству»: писатель Ю Несбё о локдауне в Норвегии, вселенной Харри Холе и концепции зла «Верность семье важнее верности государству»: писатель Ю Несбё о локдауне в Норвегии, вселенной Харри Холе и концепции зла

Ю Несбё о скандинавском триллере, Федоре Достоевском и книге «Королевство»

Forbes
Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо

Отрывок из книги «Кабинет редкостей» о Гильермо дель Торо

GQ
Как полюбить свою работу: 8 полезных советов для тех, кто уже на грани Как полюбить свою работу: 8 полезных советов для тех, кто уже на грани

Займись любимым делом и тогда тебе не придется работать ни дня в своей жизни

Playboy
Почему Россия не сможет выступать с позиции силы Почему Россия не сможет выступать с позиции силы

Кремль испробовал все способы, чтобы добиться уважения Запада

СНОБ
От Ice Bucket до Skibidi: 10 самых популярных челленджей От Ice Bucket до Skibidi: 10 самых популярных челленджей

Самые знаменитые интернет-челленджи и флешмобы

РБК
Открыть в приложении