За Полярной звездой
Впервые в мире парусный корабль прошел Северным морским путем за одну навигацию. И даже без ледокола, который расчищал бы ему путь во льдах. «Огонек» провел заключительную часть маршрута — 1053 морские мили от самого северного российского порта Сабетта до Мурманска — на паруснике «Седов», одном из самых больших в мире.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем нет пространства для полета. Едва оторвавшись от воды, тяжелые облака цепляются за мачты и осыпают палубу столетнего барка снегом и дождем вперемежку. Вечером на палубу «Седова» сели три утомленные ветром кайры: не погибать же в ледяных волнах. Забились в щели. Курсанты — а судно, напомним, учебное — рванули за хлебом — подкормить страдалиц. Утром отдохнувшие птицы улетели.
Это Арктика.
Смена курса
Последний раз парусное судно шло по Арктике в 1878–1879 годах. Это был китобойный шведский парусно-паровой барк «Вега». Но ему пришлось зазимовать во льдах. В XX веке и в наше время танкеры и сухогрузы ходят от Мурманска до Сабетты, Диксона. Но полностью весь Севморпуть в одиночку проходят редко. Чаще — с ледоколами.
Пройти, как «Седов», за одну навигацию, в одиночном плавании, даже при современных средствах спутниковой навигации — это рискованное плавание. Конечно, глобальное потепление сделало свое дело — три месяца можно идти по открытой воде.
Около 600 миль в Чукотском море барк прошел под парусами. Еще часть пути — под парусами и машиной. А после моря Лаптевых только под машиной. Здесь уже под парусами не пойдешь — моментальное обледенение и судно переворачивается. Сколько таких историй — о погибших, затертых льдами кораблях (и 100 лет назад, когда освоение Севморпути только начиналось, «Огонек» вел этот трагический мортиролог). История Арктики — это рассказ о подвигах и силе человеческого духа. Не зря Фритьоф Нансен называл Арктику «Страной ледяного ужаса».
Но как же оказались в этой стране наши 136 курсантов? Мировая пандемия изменила курсы российских учебно-парусных кораблей «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада», участвовавших в кругосветной экспедиции «Паруса мира». Напомним: она проводится в честь 200-летия открытия русскими моряками Антарктиды и 75-летия Великой Победы («Огонек» писал о своем участии в кругосветке в №1 за 2020 год). В феврале парусники успели провести запланированную 200-мильную регату у Фолклендских островов.
Но дальнейшее плавание оказалось под вопросом. Главная проблема — курсанты мореходных рыболовецких колледжей и вузов не могли сходить на берег. А демонстрация российского флага, общение с людьми разных стран были важнейшей частью всей экспедиции. «Огонек» писал о почти полуторатысячной очереди на барк в испанском Виго — и такое, как говорят на «Седове», было в каждом порту, где швартовался парусник. Будущие моряки отправились в кругосветное плавание с надеждой увидеть мир. И… оказались теми немногими, кто вообще не мог понять, что такое коронавирус и пандемия, когда им запретили увольнение на берег сначала в Кейптауне, а потом и в других портах…
«Паллада» вернулась во Владивосток, «Крузенштерн» пришвартовался в Калининграде. «Седов», как и было предусмотрено, 14 июля пришел во Владивосток для смены состава курсантов. Что делать дальше? Как вернуться в родной Калининград? Идти через Тихий океан, Панамский пролив и Атлантику без бункеровки (дозаправки) в портах нельзя. Через Индийский океан и Суэцкий канал — тоже. Руководство экспедиции решило: идем Северным морским путем.
Вот что должен знать матрос: майна, вира, стоп и SOS!
И вот что удивительно. Курсантов, желающих идти по Севморпути, оказалось намного больше, чем в первой, «европейской», половине кругосветки,— 136 человек. В их числе нашлись и два потомственных полярника. Один — Рамазан Гаджиев из Дагестана, внучатый племянник Героя Советского Союза подводника Магомета Гаджиева. Его подлодка в годы Великой Отечественной войны потопила 10 вражеских транспортов, вступила в неравный бой с тремя немецкими противолодочными кораблями, два уничтожила, но не смогла вернуться на базу.
Второй — Роман Набока, сын капитана буксира в заполярном порту Сабетта. Отец проводит танкеры под погрузку сжиженным газом (там у причала стоят огромные резервуары, раскрашенные словно банки сгущенного молока). Роман и Рамазан — студенты судоводительского факультета Мурманского технического университета.