Сам себе диалог
События минувшей недели в Белоруссии показали: противостоящие стороны продолжают совершенствоваться в искусстве не слышать друг друга
Что бы ни говорили сегодня о шестой инаугурации Александра Лукашенко, событие это ждали. Причем сам президент и его сторонники, кажется, меньше всех остальных. Во всяком случае точно меньше оппозиционно настроенной части белорусов и тех, кто активно поддерживает их из-за границы. Протестные Telegram-каналы еще в начале сентября не скрывали: день инаугурации для них — веский повод призывать народ выходить на улицы.
Тактика неожиданностей
Оттого, возможно, Александр Лукашенко в этот раз вступить в должность главы государства и не торопился. Градус недовольства в обществе и без того был высок. Куда ж его еще нагнетать? В итоге мир, а заодно и основная масса простых белорусов, узнали о церемонии непосредственно в момент ее проведения.
В интернете тут же окрестили инаугурацию «тайной». Некоторые принялись обвинять Александра Григорьевича в отсутствии доверия даже к тем, кто за него голосовал. Мол, нехорошо скрывать такое событие от электората: они выбирали, а порадоваться за «нового старого» президента не могут. В других-то странах народ устраивает массовые гулянья по такому поводу, а белорусы что?
А белорусы, будем честны, и предыдущие пять раз особого интереса к президентским инаугурациям не выказывали. Прильнули бы обычные граждане к экранам телевизоров в этом году, если б знали заранее о церемонии и о том, что ее транслируют в прямом эфире? Вряд ли. Зато оппозиционные волнения накануне и в момент торжества были бы обеспечены.
Да и такой ли «тайной» получилась церемония, как расписывают? Были ведь и репетиции, пусть в минимальном составе. И около 700 (!) приглашенных чиновников и приближенных прекрасно понимали, зачем идут во Дворец независимости 23 сентября (а следовательно, и их семьи тоже). Среди посвященных — и не меньше тысячи военнослужащих, которые принесли клятву на верность народу и президенту сразу же после инаугурации. Да и сам факт того, что с самого утра в столицу стали подтягиваться правоохранители и началось перекрытие дорог, намекал: вот-вот свершится.
Так что в некотором смысле неожиданной инаугурацию можно назвать ровно настолько, насколько «неожиданным» оказался женский форум в поддержку Александра Григорьевича неделей ранее. Вроде бы до последнего нигде официально о нем не заявляли (бывало, даже отрицали намерение его проводить), но 13 тысяч человек на «Минск-арене» «вдруг» собралось.
Что же касается самого действа, то отличие нынешнего вступления Лукашенко в должность от предыдущих было невелико. Проехал по пустынным улицам Минска, зачитал клятву на белорусском языке, положа руку на Конституцию, получил удостоверение президента и неизменно красно-зеленый букет из рук главы ЦИК Лидии Ермошиной, произнес речь. Некоторые ее тезисы тоже звучали не в первый раз. Инаугурант как говорил в 1994-м, что «белорусы не собираются посягать ни на чью территорию, кому бы в историческом прошлом она ни принадлежала», так и в 2020-м себе не изменил: «Беспрецедентное внешнее давление только закалило нас, сделало более решительными и бескомпромиссными в борьбе за свое — чужого нам не надо».
Существенная разница коснулась лишь списка приглашенных на инаугурацию. Если еще пять лет назад в первом ряду можно было заметить духовенство, гостей из Китая и России, представителей дипломатических миссий из других стран, то теперь обошлись без иностранцев и без священников. Зато в зале были замечены те, кто открыто и громко до, во время и после выборов поддерживал Лукашенко, от колумниста главной государственной газеты Андрея Муковозчика до музыканта Александра Солодухи. Вроде как заслужили.