Правее, на Солнце
Весь прошедший год мы находили поводы для оптимизма — так успешно, что почти поверили в себя
-Мне всегда интересно, какие события запоминаются людям в течение года: это и есть картина нами пережитого,— рассуждает Лариса Паутова, ведущий специалист ФОМ.— В прошлом году все выглядело просто: пики внимания пришлись на выборы президента и пенсионную реформу. А сейчас я сижу, окруженная десятками графиков «Какие события прошедшей недели привлекли ваше внимание?» за весь 2019 год, и наблюдаю очень человеческую, что ли, картину — больше всего мы переживали о трагедиях и несчастьях других. 2019‑й начался со взрыва жилого дома в Магнитогорске и продолжился пожарами, наводнениями и авиакатастрофами. И на фоне этих тревог даже не за материальное благополучие, а просто за наши жизни очень сильный эмоциональный отклик получали все истории о чудесном спасении — будь то младенец в том же Магнитогорске или самолет, севший на поле кукурузы под Жуковским. Простая фраза бортпроводника спасенного самолета: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», судя по всему, претендует на звание символа года. Оптимизм уцелевших — наш заметный социологический фон.
Этот оптимизм можно зафиксировать не только в образах, но и в цифрах: скажем, по данным «Левада-центра», индексы потребительских и социальных настроений к ноябрю выросли на 15 и 13 процентов соответственно по сравнению с началом года. Помогло прежде всего то, что не стало хуже, а еще и выработалась новая оптика оценки себя и страны. Как заметили социологи, индекс социальных настроений еще в 2018 году крайне зависел от индекса власти: от оценки ее способностей решать наши проблемы, а в 2019‑м индекс власти оказался потеснен индексом семьи. Иными словами, на градус и знак социальных настроений респондентов в минувшем году больше влияли их личные семейные связи, повседневные радости и заботы, нежели конъюнктура большой федеральной политики. Это вовсе не значит, что политикой отныне все довольны, просто ее, как некий погодный фактор, почему-то вынесли за скобки. Ставка делается все больше на себя и «своих».
Получившуюся в итоге картину гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров называет «нормализацией».
— В 2018 году нас постигли американские горки: максимумы ожиданий к максимумам разочарований, а в 2019‑м наступило примирение с реальностью,— полагает социолог.— Понятно, что все у нас будет идти медленным шагом, робким зигзагом, экономических прорывов не случится, докризисного роста зарплат не жди… Ну что ж. Зато, во-первых, кругом затишье: новых санкций нет, на Украине — Зеленский, на Западе — робкие попытки к диалогу, во-вторых, какие-то вековые проблемы все-таки решаются. Для меня, например, было большим удивлением узнать, что нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» стал рекордсменом среди 12 других по положительным оценкам респондентов. Представляете? Россияне говорят, что у них правда лучше стало с дорогами. Ну как не порадоваться такому перед новым годом?
Ни одна из разношерстных групп интересов в нашем обществе, по-видимому, не понесла в минувшем году серьезных потерь — таких, чтобы не надеяться взять реванш или отстоять свою правоту в следующем. Каждая может чему-то порадоваться и, полагаясь на себя и «своих», поднять бокалы, чтобы шагнуть в 2020‑й.
Нас поровну
Каких конфликтов в итоге ждать за порогом 2019‑го, даже не придумаешь. Их у нас теперь стабильно много: митинги и пикеты в Екатеринбурге, Архангельске, Москве… Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) за первые три квартала текущего года насчитал 1443 выступления протестного толка в разных регионах страны, причем Анна Очкина, руководитель группы мониторинга и анализа социально-трудовых протестов ЦСТП, считает итогом года в России формирование «культуры солидарного протеста».