«Опыт 1917 года стал неудобен»
Осенью в российский прокат выходит картина режиссера Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность» — киноверсия телесериала «Меморандум Парвуса, или демон революции», который вышел в 2017 году. В чем отличие? «Огонек» спросил самого режиссера
В ноябре 2017 года на телеканале «Россия» вышел сериал Владимира Хотиненко «Демон революции». В нем впервые кроме привычного революционного иконостаса (Ленин, Троцкий и другие) появляется ранее неизвестная широкой публике фигура — политик и журналист марксистского толка Александр Парвус (1867–1924), чья роль в качестве «делателя революции» теперь представлялась равновеликой (как минимум) другим вождям. Спустя два года на киноэкраны выходит фильм Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность». Это киноверсия того же сериала, однако акцент в нем, как можно видеть из названия, теперь сделан на фигуре Владимира Ленина. В чем причина смены акцентов? Режиссер, по сути, возвращается к традиционной для советской историографии версии о Владимире Ленине как главной движущей силе революции (в роли Ленина — актер Евгений Миронов). Так ли это? Мы обратились за комментарием к самому режиссеру.
— Получается, теперь центральная фигура — не Парвус, а Ленин, хотя исходный материал тот же?
— Будет дополнительный материал, который ранее не использовался. Но прежние пропорции в фильме не будут нарушены. Просто для массового зрителя Парвус был фигурой новой и прежде замалчиваемой, поэтому более выигрышной. А Ленин все-таки фигура так или иначе привычная. Меня до сих пор обвиняют, говорят, что Парвус не имел такого влияния на описываемые события, но я материалы изучал серьезно и могу говорить предметно. Но вопрос в другом: я все-таки делал художественное произведение, а, как сказал Чаплин, в художественных произведениях зачастую больше правды, чем в конторе. Вымысел у нас в картине, конечно, есть, и, безусловно, мы заполняли какие-то исторические лакуны, потому что никто не фиксировал каждый шаг Парвуса или Ленина. Какие-то воспоминания остались, но в основном домыслы. Мы старались сделать наших героев живыми людьми.
— В комментарии агентству ТАСС вы говорили, что «роль Ленина недооценена». Как будто сожалеете, что Ленин не стал основной фигурой в вашем сериале…