Валерий Фокин готовит спектакль-исследование о юности Сталина

Огонёк

«Он как оборотень»

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин готовит спектакль-исследование о юности Сталина. «Огонек» расспросил режиссера о подробностях замысла

Валерий Фокин осознает, что попытка объективного анализа истории вызовет недовольство и либералов, и консерваторов. Фото Александр Коряков

Этот спектакль планировался еще в прошлом году, он должен был встать в один ряд своеобразного исследования «феномена Октября » в Александринском театре в 2017 году — вместе с «Оптимистической трагедией », «Швейком», «Чуком и Геком». Почему не удалось его тогда поставить?

— Да, в рамках громких осенних премьер прошлого года такой спектакль был бы, конечно, очень уместен. Но так сложились обстоятельства, что спектакль пришлось перенести. Меня, впрочем, это совершенно не смущает. Потому что с каждым днем, с каждым годом фигура Сталина, к сожалению, становится все актуальнее для нашего общества. Премьера спектакля, думаю, состоится где-то в начале 2019 года.

— В интервью вы говорили о сотрудничестве с драматургом Артуром Соломоновым, который изучал эту тему по просьбе театра…

— Сама идея родилась у меня года три назад. Мне захотелось исследовать механизм — как рождается Сталин и одновременно — это неизбежно — исчезает человек по имени Джугашвили. Мы привыкли его видеть совершенно определенным образом; это, конечно, не случайно. Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью. Все слабости, сомнения, в том числе и бандитские нападения, и сложные отношения с матерью… Он ведь с ней фактически прекратил общение, только в письмах. Я думаю, он не общался с ней еще и потому, что не хотел воспоминаний детства. Его мать однажды дала интервью, которое ему не понравилось. Она рассказала там, в частности, как он в детстве плакал, прибегал к ней в слезах — нормальные такие, вполне человеческие вещи. С его точки зрения таких откровений быть уже не могло; он не мог выглядеть слабым даже в глазах матери. Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости — еще до ссылки.

Безусловно, в этом исследовании нам очень помог и Артур. Поначалу, когда я ему предложил поработать над этой темой, мы сразу договорились, что не собираемся выносить приговор или оправдывать. И в результате была собрана интереснейшая фактология, написана некая литературная канва, которую театр и взял в работу и которую мы начали разрабатывать все вместе. Все, кто занят в спектакле. Такой, знаете, практически лабораторный опыт…

— Говорят, обычно вы не пускаете драматургов на репетиции.

— Да, честно говоря, я этого не люблю. Мне всегда казалось правильным, чтобы драматург увидел свое произведение уже готовым. Но в данном случае мы решили пойти другим путем. Путем лаборатории современной пьесы. На начальном этапе присутствовал и Артур. Мы вместе с артистами сочиняли текст по ходу репетиции, анализировали получившееся, меняли при необходимости. Но за основу будут браться и другие тексты, а также сюжетные и фактологические наработки. Совсем скоро начнется следующий этап. Репетиции другого качества, наверняка еще придется что-то менять. Но это нормально.

— В таких случаях употребляют известный штамп — испытываете «сопротивление материала»? И сама фигура, и вся энергия вокруг? С этим связана переработка?

— Не то что сопротивление… Переработка связана с тем, что я считаю правильным, разрабатывая эту сложнейшую тему коллегиально, пройти весь путь вместе с артистами, начиная с «нулевого цикла» и заканчивая премьерой. Собирая вместе наш спектакль как сюжетно, так и «словесно». Найти вместе единственно возможные слова и верную интонацию. Но одновременно и избежать крайности. Это вообще нам свойственно, русским, мы все время теряем чувство баланса. Откуда это берется, непонятно. Я и по себе это знаю, хочется иногда дойти до края. Только тогда чувствуешь себя гармонично. А когда ищешь середину — тяжело. Причем я понимаю, что такой подход к личности Сталина вызовет еще больше разногласий. Еще спектакль не родился, а я уже читал некоторые высказывания в духе — ну что режиссер может сделать? Конечно же, он нашего великого обязательно обложит, обсмеет, очередной пасквиль. Это одна точка зрения.

— Уже обсуждают спектакль?

— Да. Которого, заметим, еще и в помине нет. Есть и другая точка зрения: ну это же заказ, понятно, конечно, он это берет специально. То есть срединная позиция, которую мы сейчас пытаемся выстроить, вызовет еще больше вопросов, как ни странно. Одним будет недоставать «отсутствия крыльев», другим — «мало ада». Это потрясающая вещь, но время такое сегодня: тотальная поляризация. И я не уверен, что в ближайшие годы это как-то изменится. Я сейчас даже не говорю про общее настроение в стране; но внутри, в театральном мире все то же самое. Мы настолько разъехались друг с другом, перестали дискутировать — это для нашей среды просто катастрофа. Если уже во время прямого эфира о Сталине люди бьют друг друга в лицо, значит, как говорят в народе, гиря до полу доехала.

— Артур Соломонов высказал такую мысль: с помощью одних только реалистических приемов раскрыть личность диктатора не получается. Сталкиваясь с алогичным, приходится и самому прибегать к алогичным методам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делает Galaxy S9+ действительно крутым? Что делает Galaxy S9+ действительно крутым?

Мы пользовались новым Samsung в размере «плюс» две недели

GQ
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Открыть в приложении