Хроника пикирующей гильотины
Отмена советских законов и декретов грозит подрубить фундаментальные основы национальной охраны исторических памятников
Когда премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил в сентябре, что дал поручение о том, что с 1 января 2020 года должны прекратить свое действие нормативные акты советского периода, которыми до сих пор руководствуются надзорные органы и от которых страдают несчастные предприниматели, пресса радостно посмеялась над нелепыми рудиментами прошлого, с которыми можно легко расстаться. Например, над инструкциями по приготовлению омлетов в ресторанах. Или над постановлением «Об устранении излишеств в расходовании государственных средств на цветочное оформление городов и населенных пунктов».
В самом деле, а что тут не расстаться и не посмеяться? С омлетами, понятное дело, всякий ресторатор и без инструкции справится, поскольку у нас каждая кухарка может управляться не только с государством, но — теоретически — еще и с электроплитой. А что до постановления об излишествах в цветочном оформлении городов, если его всерьез применить, то чем же будет занять свою жилищно-коммунальную гвардию, скажем, столичной мэрии?
Но есть в государстве и другие материи, где с советскими актами стоит обойтись осторожнее. Ведь в перечень упраздняемого за ненадобностью, как ожидается, попадут свыше 20 тысяч нормативных актов 1917–1991 годов, затрагивающих самые различные сферы деятельности. Культурное наследие, например, не вынесет радикализма.
Предыстория
Отмену древних нормативных актов называют «регуляторной гильотиной». О необходимости этой процедуры сказал еще в феврале 2019-го президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Через несколько дней, 26 февраля, президент издал поручение правительству (№ 294, п. 3б), которым предписывалось «при участии ведущих деловых объединений предпринимателей обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом рискориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах».
Поручение Владимира Путина, таким образом, было сбалансированным: отмена старых норм компенсировалась введением новых. Правда, «рискориентированный подход», то есть возможность реагирования госорганов только в случае доказанной и непосредственной угрозы нарушения закона, применительно к охране исторических памятников, скажем так, не увеличит степень их защищенности, но это отдельная и узкоспециальная тема разговора. Чтобы не отвлекаться от главного сюжета, проследим, как поручение президента претворяли в жизнь.
Дмитрий Медведев сначала утвердил план мероприятий («дорожную карту») по приведению в действие «регуляторной гильотины», а потом дал поручения готовить перечни видов государственного контроля (надзора), которые должны под гильотину попасть, и предложения по изменению соответствующих правительственных нормативных актов.
Одновременно с этим шла работа по составлению перечней советских законов и нормативных актов, подлежащих отмене в первую очередь, не дожидаясь установленного президентом срока 1 января 2021 года.
«О введенiи новаго правописанiя»
В распоряжении автора есть предварительные списки (всего их три) этих актов, разосланные недавно правительством по ведомствам и экспертным группам. Чтение этих списков — весьма увлекательное занятие. С одной стороны, даже удивительно, какие акты, оказывается, продолжают действовать в Российской Федерации. С другой стороны, интересно задуматься о юридических последствиях их отмены.