Интервью с обладателем главной награды Каннского кинофестиваля

ОгонёкРепортаж

«Я пытался понять бедных»

На 72-м Каннском кинофестивале главную награду впервые получил режиссер из Южной Кореи Пон Чун Хо. Его фильм «Паразиты», впрочем, рассказывает об универсальной проблеме — социальном неравенстве. Обозреватель «Огонька» встретился с режиссером сразу после его победы

Беседовала Татьяна Розенштайн, Канн

Режиссер Пон Чун Хо относится к действительности с трагикомическим сочувствием
(во время награждения в Канне). Фото Анатолий Жданов

В фильме «Паразиты» режиссер рассказывает нам историю двух семей. Богатая семья живет в просторном дизайнерском особняке на холмах, с видом на Сеул. Бедная ежедневно борется за жизнь, ютясь в подвальной квартире. Члены двух семейств никогда бы не встретились, если бы не сын из бедной семьи, которого однажды нанимают в качестве репетитора по английскому языку для дочери из богатой семьи. С помощью лжи и манипуляции семейство бедняков попадает в богатый квартал и начинает новую жизнь, но ситуация выходит из-под контроля.

— Возможно, нечто подобное и могло случиться в реальности, но ситуация в вашем фильме выглядит все же несколько утрированно… От чего вы отталкивались, когда писали сценарий?

— В 2013 году, когда я снимал «Окчу» (фильм вышел в 2017-м.— «О»), то начал задавать себе вопросы вроде, что произойдет, если две семьи из разных социальных слоев встретятся. Я представлял себе семью низшего класса, безработных и отчаявшихся, которые мечтают вести самую обыкновенную жизнь, но даже этого не могут себе позволить. Родители пытаются начать новый бизнес, но их постоянно преследуют неудачи. Дети проваливают вступительные экзамены в институты. На другом конце города проживает семья богачей, не из конгломератов «чеболей» (бизнес-конгломераты международного масштаба, которые играют значительную роль в формировании южнокорейской экономики.— «О»), а из «новых денег» (те, чье состояние было создано после падения военной диктатуры в Южной Корее в конце 1980-х.— «О»). Глава семейства работает генеральным директором крупной компьютерной компании. Его супруга воспитывает двоих детей. Их я вижу как идеальных представителей современной городской элиты. Вам может показаться, что меня особенно интересует тема семьи, потому что свои фильмы «Вторжение динозавра» (2006) и «Мать» (2009) посвятил той же теме. Однако семьи, которые я до этого рассматривал, были неполными и не самыми счастливыми. «Паразиты» мне представлялись в виде трагикомедии с элементами юмора, хоррора, а также с оттенком легкой грусти. Ведь грустно, когда хочешь жить размеренной счастливой жизнью, а сталкиваешься с жестокой реальностью. Кстати, название «Паразиты» пришло не сразу. Изначально фильм назывался «Декалькомания». Но как только я начал писать сценарий, мне захотелось понять точку зрения именно бедной семьи. Пытаясь приспособиться и выжить в современном обществе контрастов, они вынуждены вести паразитический образ жизни. Поскольку мой фокус изменился, изменился и заголовок картины, который, конечно, следует воспринимать с иронией.

Социальные барьеры обнажают суть нового общества (здесь и далее кадры из фильма «Паразиты»). Фото Barunson E&A / CJ E&M Film Financing & Investment Entertainment & Comics

— Картина затрагивает слишком многие проблемы современного общества, в частности растущие неравенство и безработицу, которые часто приводят к ужасным последствиям. Вспомним недавнюю историю в Корее, когда безработный должник и глава семейства из Ыйджонбу убил членов своей семьи, оставив в живых только сына. Как думаете, в чем причина неописуемой жестокости?

— Действительно, в Корее происходит сейчас слишком много шокирующих событий. Стране удалось достичь экономического роста, и теперь благодаря этому чуду мы известны во всем мире, но платой за успех стало социальное расслоение в обществе. У нас есть теперь очень богатые и очень бедные люди, и это тоже часть реальности. Так не только в Корее, но и во всем мире, и пока у нас нет альтернативы. Мы не можем игнорировать экономические принципы мира, в котором существуем, того, что общество делится на имущественные классы. Впрочем, теперь мы умело скрываем от самих себя наличие социальных барьеров и с улыбкой смотрим на новую складывающуюся иерархию как на пережиток прошлого. Но реальность такова, что огромный разрыв между людьми усиливается, и эти границы все труднее преодолеть. Чтобы совсем уж не впасть в отчаяние, приходится говорить об этом на языке трагикомедии. В реальном мире пути семей, которые я изобразил в фильме, вряд ли когда-нибудь пересекутся. Единственная возможность встречи двух каст — рынок труда, услуг, когда кого-то нанимают в качестве наставника или домашней прислуги. Тогда два класса пересекаются настолько близко, что способны почувствовать дыхание друг друга. Думаю, мой фильм изображает неизбежные социальные трещины, которые появляются в этих случаях. Картина — результат моего личного видения, моих представлений, моей собственной странности, если хотите. Хочу заверить вас, что корейское общество намного лучше и здоровее, чем я.

Фото Barunson E&A / CJ E&M Film Financing & Investment Entertainment & Comics

— Вы используете камень в качестве символа богатства, а неприятный запах — в качестве символа бедности. Со вторым понятно, но почему именно камень?..

— В Корее, как и во многих азиатских странах, еще с древних времен собирание камней очень популярно. Это что-то вроде хобби. Некоторые из таких камней могут стоить тысячи и тысячи долларов. Конечно, такое хобби не по карману бедным людям. Камень невольно служит поводом для знакомства бедного героя с богатым семейством, служит своего рода посредником или проводником. Напротив, запах — это что-то очень личное, индивидуальное. Вы должны быть очень близки с человеком, чтобы говорить о его запахе. Когда богатый муж, лежа на диване, говорит жене о том, какой запах у его водителя, он имеет в виду запах вообще целого класса, тех, например, кто постоянно ездит на метро и пропитан его запахами. Его комментарии резки и оскорбительны для целой части общества, но также эти слова подтверждают, насколько сильно разделение между людьми: даже на уровне обоняния. И точно так же поделено все в нашей жизни: места в ресторанах, в поездах и самолетах, площадки в ночных или танцевальных клубах, номера отелей и районы проживания. Только став прислугой, один класс может приблизиться почти вплотную к другому — так, что может различить запах. В этом невинном символе заключен весь ужас нашей реальности, но также в этом проявляется и магия кино.

— Ваши женские персонажи кажутся слишком зависимыми. Они преданы семье, мужу, посвящают все свое время дому и воспитанию детей. Наверняка это не понравится феминистскому движению в Корее…

— В моих картинах у женщин самые разные образы. Например, в «Паразитах» богатая жена имеет полную власть над домом, отвечает там за все, но не потому, что к этому принудил ее супруг. А потому, что она одержима семьей и домом. В бедной семье героиня — бывшая олимпийская чемпионка (кстати, актриса ею и является на самом деле). Наоборот, ее муж кажется слишком слабым и уязвимым. Я не говорю о главной героине в «Окче», которую сыграла Тильда Суинтон… Кто может быть современнее, чем она?

Фото Barunson E&A / CJ E&M Film Financing & Investment Entertainment & Comics

— Вы считаетесь известным режиссером не только в Южной Корее. Свободны ли вы при выборе сюжетов для ваших картин? Можно ли говорить о цензуре в современном корейском обществе?

— У меня полная свобода самовыражения, даже если бы я не был известным режиссером. Цензура исчезла в Корее после падения военной диктатуры в 1987 году. У нас нет цензуры, но есть рейтинговая система. В отличие от Голливуда, где популярность режиссера зависит от успеха его очередного фильма, в Азии режиссер, как правило, однажды достигнув успеха, в этом статусе остается пожизненно. Моя известность означает, что я не только обладаю полной творческой свободой, но и могу выбирать, кто будет финансировать мой следующий фильм. Кроме того, у меня есть право на «режиссерскую версию картины», чем не могут похвастаться мои коллеги в Америке. Поэтому, когда я снимал в США, защита своих режиссерских прав и права на окончательный вариант картины стали большой проблемой; поэтому, видимо, я никогда не стремился покорить Голливуд.

— В одном из интервью Квентин Тарантино сказал, что ему больше нравятся времена «до мобильных телефонов ». Перед премьерой в Канне вы просили журналистов не раскрывать сюжет вашей новой картины. Чем объясняется это беспокойство?.. Повлияла ли культура социальных сетей и моментальной доставки информации на творческий процесс в целом и на вашу режиссерскую манеру в частности?

— Думаю, что самая важная задача режиссера заключается в контроле над характером и ритмом картины. То, что содержание картины, ее сюжет могут стать известны до ее широкого проката, конечно, является некоторой проблемой для режиссера и это, конечно, может повлиять на ритм и скорость фильма. Но едва ли это поменяет мое отношение к режиссуре в целом, на сам смысл работы. Сегодня мы все сталкиваемся со слишком большим объемом информации — интернет, социальные сети... Думаю, что эта культура плохо влияет на процесс создания фильма. У меня нет аккаунтов в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или Twitter. Дело не в том, что я противостою новым технологиям. Я делаю это скорее из-за собственного страха быть слишком зависимым от других, слишком обремененным их вниманием. Помню, как кто-то из приятелей сказал, что все социальные сети хороши лишь для разведки и являются прекрасным способом взаимной слежки. Так вот, я предпочитаю не следить, а прятаться. Наверное, это странно слышать от режиссера, который снял «Окчу» для Netflix, что вызвало серьезную полемику на Каннском кинофестивале в 2017 году. В этом случае я считаю, что кинотеатры и потоковые платформы должны сосуществовать, а режиссеры не должны слишком беспокоиться о том, каким образом покажут их картину. В конце концов, наша работа — просто снимать фильмы. Что же касается Квентина Тарантино, то у него имеется свой собственный кинотеатр в Лос-Анджелесе, где он эксклюзивно показывает фильмы, снятые на 35-мм пленку. Меня туда тоже пригласили, показали там мою «Окчу», и мне очень понравилось. Я вовсе не одержим цифровыми технологиями, и у меня нет планов снимать фильмы на телефон. Ведь я не только режиссер, я также считаю себя новеллистом, потому что всегда сам пишу сценарии. Хотя в следующей жизни я бы хотел быть карикатуристом и иллюстратором. Мне очень нравится манга (азиатские комиксы) и я люблю рисовать.

Фото Barunson E&A / CJ E&M Film Financing & Investment Entertainment & Comics

— Насколько важно для вас то, как примут вашу картину критики?

— Обычно я снимаю такие фильмы, которые мне самому хотелось бы посмотреть. Однако, будучи обычным человеком, я слежу за рейтингами своих картин и иногда волнуюсь, как примут мой фильм. Мне страшно, но я все равно слежу за реакцией. Когда начал приезжать на Каннский фестиваль, у меня появился американский агент, а также огромное количество предложений о сотрудничестве, причем не только в США и Корее, но и во всем мире. Однако все предложения сводились к тому, чтобы я сделал ремейк своего «Вторжения динозавра» или снял какие-то серии для телевидения. Посмотрим, что принесет будущее. Мне важно прежде всего, чтобы мой фильм увидели. Если повезет — то хорошо, чтобы люди задумались над тем, что увидели. Ничего большего я не желаю.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уроки перепроизводства Уроки перепроизводства

Главный тренд на рынке АПК — перепроизводство многих видов сельхозпродукции

Эксперт
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
На фоне Пушкина На фоне Пушкина

Не пора ли подводить итоги отечественной словесности

Огонёк
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
На пробу На пробу

Как диагностировать туберкулез?

Лиза
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Открыть в приложении