ОАО РЖД смотрится достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний

ЭкспертБизнес

«Железка» в контексте

ОАО РЖД смотрится очень достойно в табели о рангах крупнейших железнодорожных компаний мира. Некоторое отставание по прибыли и рентабельности связано с выполнением российским оператором важнейшей социальной функции по обеспечению пассажирских перевозок

Сергей Кудияров

«Российские железные дороги» (РЖД) — одна из крупнейших компаний России как по выручке, так и по числу занятых. И поскольку железнодорожный транспорт не является эксклюзивной особенностью России, логично сравнить эффективность функционирования нашей железнодорожной монополии с иными крупными железнодорожными компаниями мира.

В «Эксперте» уже было сравнение РЖД с железнодорожными операторами Канады в контексте производительности труда (см. «Не мы такие — жизнь такая», «Эксперт» № 43 за 2017 год). Напомним, простое сопоставление финансовых показателей: выручки, объема прибыли, размера выручки на одного сотрудника — отечественных компаний с их, как может показаться на первый взгляд, аналогами в развитых странах может выдавать формально неприглядные результаты. Искажающими факторами могут стать государственное регулирование, заниженный валютный курс и даже принципиально разные модели организации бизнеса, хотя в обоих случаях речь, казалось бы, идет о железнодорожных компаниях. Поэтому корректное сопоставление представляется целесообразным проводить с учетом целого комплекса показателей.

К тому же Канадой единой мир не исчерпывается, попробуем оценить место РЖД в контексте основных мировых железнодорожных операторов.

Можно выделить ряд основных особенностей, характеризующих железнодорожный транспорт: протяженность сети, парк подвижного состава, грузооборот, пассажирооборот, число занятых, а также финансовые показатели, такие как выручка и прибыль.

Самый очевидный показатель величины железнодорожной компании — протяженность ее сети. В настоящее время РЖД по этому показателю занимают одно из лидирующих мест в мире, уступая лишь сети Китайских железных дорог (см. график 1).

Так, если протяженность сети РЖД составляет 85 тыс. км, то Китайские железные дороги располагают 124 тыс. км, оператор индийских железных дорог Indian Railways управляет 67 тыс. км, американские BNSF и Union Pacific — 52,3 и 51,7 тыс. км соответственно. Прочие железнодорожные операторы обладают сетями существенно меньшей протяженности.

Имеющиеся железнодорожные линии требуют для своего обслуживания тяговый подвижной состав. Разброс в размере локомотивного парка рассматриваемых компаний довольно велик: от 1,4 тыс. единиц у Canadian Pacific Railway до 19,8 тыс. у РЖД и 21 тыс. у Китайских железных дорог (см. график 2). Численность локомотивного парка, конечно, может находиться в зависимости от самой протяженности железнодорожной сети. В нашем случае прямой связи все же не обнаружено: у большинства рассматриваемых компаний этот показатель находится на отметке 6 км на один локомотив, поднимаясь до 14 км у канадцев.

Денежный вопрос

Эффективность любой компании обычно определяется финансовыми показателями, мы рассмотрим из них выручку и чистую прибыль.

По показателю выручки (в переводе на доллары США) место РЖД не столь впечатляющее. С выручкой 38 млрд долларов отечественная железнодорожная монополия вошла в число лидеров мировой железнодорожной отрасли, но пропустила вперед Китайские железные дороги, немецкую Deutsche Bahn и французскую SNCF (см. график 3).

Впрочем, здесь стоит внести как минимум поправку на паритет покупательной способности (ППС). При пересчете по ППС, используемому Международным валютным фондом, РЖД в этой финансовой «табели о рангах» поднимается на второе место (см. график 4), опережая немецких, индийских и французских железнодорожников. Правда, отставание от Китайских железных дорог достигает почти четырех раз.

При переходе от выручки к показателю прибыли хорошо видно четкое деление рассматриваемых компаний на две группы: североамериканские компании с колоссальными показателями чистой прибыли — и сравнительно менее «рентабельные» (вплоть до небольшого, но все же отрицательного показателя у Китайских железных дорог) у компаний евразийских (см. график 5).

Картина красочная, но для описания эффективности работы РЖД в сравнении с мировыми аналогами не показательная. На самом деле здесь четко отражаются приоритеты, задаваемые железнодорожными компаниями.

Сложившаяся в Северной Америке модель работы железнодорожного транспорта предполагает, что крупнейшие компании, в том числе рассматриваемые здесь, владеют железнодорожными линиями, терминальной инфраструктурой, подвижным составом, но при этом полностью сбросили с себя пассажирские перевозки, а их тарифная политика, в отличие от России, практически не регламентируется государственными органами власти. Например, в Канаде государство контролирует тарифы только на перевозку зерновых, а это лишь порядка 10% грузовой базы канадских железнодорожников, в остальном у них развязаны руки. То есть это модель «бизнеса в чистом виде», с предельной минимизацией социальной нагрузки.

Пассажирские железнодорожные перевозки в Северной Америке выделены в специализированные государственные компании (Amtrak в США и VIA Rail в Канаде), не имеющие собственной железнодорожной сети (пользуются путями коммерческих грузовых компаний) и безнадежно сидящих на государственных дотациях.

Так, канадская VIA Rail в 2015 году при общей выручке 297,8 млн долларов израсходовала 577,8 млн долларов, а государственные дотации для нее составили 377,9 млн долларов, что больше всей ее выручки. И подобная ситуация, пусть и не столь ярко выраженная, там повторяется из года в год. За высокие прибыли коммерческих железнодорожных компаний, ставших специализированно грузовыми, расплачиваются налогоплательщики и пассажиры (несмотря на дотации, железнодорожный пассажирский транспорт в Северной Америке находится в полумертвом состоянии).

На другом полюсе можно указать железнодорожные компании сравнительно небольших государств Европы и Восточной Азии. Например, у немецкой Deutsche Bahn 31% доходов приходится на пассажирские перевозки и менее 10% — на собственно грузовые перевозки, без учета логистических и сопутствующих услуг. Французская SNCF половину своей выручки получает за счет пассажирских перевозок и менее четырех процентов — за счет грузовых. Такую же ярко выраженную пассажирскую специализацию имеют железнодорожные компании Японии и Южной Кореи.

Китайские железные дороги также имеют преимущественно пассажирскую специализацию. Несмотря на колоссальные масштабы китайской экономики и огромные объемы формируемой ею грузовой базы, лишь 28% их выручки обеспечивают грузовые перевозки.

РЖД по этому критерию занимают промежуточное положение. С одной стороны, подобно североамериканским коллегам, холдинг имеет ярко выраженный грузовой оттенок — 63% выручки приходится на предоставление инфраструктуры и грузовые перевозки, 16% — на логистический сегмент. С другой стороны, компания занимается также пассажирскими перевозками, связана рядом социальных обязательств, поэтому имеет совсем не американские показатели доходности.

«Серебро» в интегральном рейтинге

Следует отметить, что из приведенных выше данных о формировании выручки Китайских железных дорог преимущественно за счет пассажирских перевозок отнюдь не следует, что сегмент грузовых перевозок у этой компании получил малое развитие. Рейтинг, выстроенный по критериям параметров грузовой работы, снова выводит на лидирующие позиции китайцев.

Так, объем перевозок грузов Китайскими железными дорогами составляет 3,2 млрд тонн в год, что более чем вдвое превышает российский показатель, а грузооборот достигает 2,6 млрд тоннокилометров (ткм).

Впрочем, с учетом большой дальности перевозок на первое место в мире по грузообороту выходит все-таки РЖД (см. таблицу 1) с показателем 2597 млрд ткм при объеме железнодорожных грузовых перевозок 1414 млн тонн.

Основные показатели работы крупнейших железнодорожных компаний мира. Таблица 1

Источник: данные компаний

Анализ других компаний — лидеров мировой железнодорожной отрасли снова наглядно показывает разделение на североамериканские компании с грузовой специализацией (и высокими показателями грузооборота) — и евразийские компании из небольших государств с преобладанием пассажирского сегмента, соответственно с хорошими показателями пассажирооборота и низкими — грузооборота. Как было показано выше, «американцы» и «канадцы» пассажирскими перевозками не занимаются вовсе, в то время как у Deutsche Bahn и SNCF показатели пассажиропотока сопоставимы с российскими, а по показателю грузооборота, напротив, эти европейские компании уступают всем остальным из рассматриваемого списка.

Разница в модели организации бизнеса (чисто грузовая или пассажирская с логистикой) видна и по распределению компаний по численности персонала — наличие развитого пассажирского сегмента делает работу компаний куда более трудоемкой.

В целом, отобрав основные показатели и проранжировав их (пересчитав в баллы рейтинги тех же компаний по отдельным локальным позициям, таким как протяженность сети, парк локомотивов, выручка с поправкой на ППС, грузооборот, пассажирооборот, численность персонала), можно получить своего рода интегральный рейтинг крупнейших железнодорожных компаний мира, где РЖД уверенно занимает второе место в мире в перечне крупнейших железнодорожных компаний. Такой подход представляется нам более содержательным, чем простой ренкинг по номинальной долларовой выручке.

Интегральный рейтинг крупнейших железнодорожных компаний мира. Таблица 2

Источник: данные компаний

Елинский Юрий, Пороховников Олег/фотохроника ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Россия — Белоруссия: кризис Союзного государства Россия — Белоруссия: кризис Союзного государства

Москва пытается вернуть Минск на прагматичные интеграционные рельсы

Эксперт
Яростный танк Брэда Питта Яростный танк Брэда Питта

Слово Fury («ярость» — англ.) написано белой краской на стволе танка

Дилетант
На пути к капсульному жилью На пути к капсульному жилью

На российском рынке жилья формируется новый сегмент малогабаритных квартир

Эксперт
Принять как данные Принять как данные

Почему извлечь пользу из big data получается не у всех?

РБК
Сделай свой груз Сделай свой груз

РЖД совместно с китайскими партнерами открывают международное сообщение

Эксперт
Revolut собирается привлечь от инвесторов $1,5 млрд Revolut собирается привлечь от инвесторов $1,5 млрд

Revolut может стать самым дорогим финтех-стартапом Европы

Forbes
Окупаемость в пять курьеров Окупаемость в пять курьеров

Сервис становится главным конкурентным преимуществом интернет-магазинов

Эксперт
Гарик Сукачев: Гарик Сукачев:

Гарик Сукачев — о своей жизни, жене и карьере

Караван историй
Дух семьи: проект «Детские деревни — SOS» как альтернатива государственным учреждениям для сирот Дух семьи: проект «Детские деревни — SOS» как альтернатива государственным учреждениям для сирот

Сегодня насчитывается более 550 Детских деревень — SOS по всему миру

Forbes
Ида Галич: «Ребенок — логическое продолжение наших с Аланом отношений» Ида Галич: «Ребенок — логическое продолжение наших с Аланом отношений»

Ида Галич готовится к рождению ребенка

OK!
Крикетный мяч и самолет Spitfire: как создают автомобили Jaguar Крикетный мяч и самолет Spitfire: как создают автомобили Jaguar

Что общего у спорткара Jaguar и крикетного мячика

РБК
США дали название новой болезни, поражающей вейперов. Что о ней известно? США дали название новой болезни, поражающей вейперов. Что о ней известно?

Больше тысячи человек в США пострадали от нового заболевания

Forbes
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim
Поцелованные солнцем: как выглядит модное окрашивание волос шатуш Поцелованные солнцем: как выглядит модное окрашивание волос шатуш

Как делать трендовое окрашивание волос шатуш

Cosmopolitan
Я бы в блогеры пошел Я бы в блогеры пошел

Интернет — новый телевизор, по которому круглосуточно крутят твои любимые шоу

OK!
Жизнь помотала: как одевались звезды в свой сложный период и после него Жизнь помотала: как одевались звезды в свой сложный период и после него

Как стиль селебрити отражал этапы жизни звезд с нелегкой судьбой

Cosmopolitan
Закуска за наш счет Закуска за наш счет

В чем привлекательность новой чудесной доктрины — «современной теории денег»

Эксперт
7 грехов Гуфа: измены, наркотики и другие вещи, за которые ему наверняка стыдно 7 грехов Гуфа: измены, наркотики и другие вещи, за которые ему наверняка стыдно

Составили список вещей, в которых обвиняли рэпера Гуфа

Cosmopolitan
«Похмелье интроверта»: что делать, когда общения слишком много «Похмелье интроверта»: что делать, когда общения слишком много

При слове «интроверт» у многих возникает образ нелюдимого буки

Psychologies
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Шоу продолжается! Шоу продолжается!

В последнее время Дженнифер Энистон все чаще привлекает внимание мировой прессы

Grazia
Терпение: забытая ценность Терпение: забытая ценность

О том, какую пользу приносит нам терпение

Psychologies
Сбежала от маньяка и спасла его жертв: история спустя 35 лет Сбежала от маньяка и спасла его жертв: история спустя 35 лет

Во время казни убийцы Бобби Джо Лонга Лиза Мак-Вей Ноланд сидела на первом ряду

Cosmopolitan
Катя Гуссе: «Меня называют самым рациональным стилистом русского Instagram» Катя Гуссе: «Меня называют самым рациональным стилистом русского Instagram»

Катя Гуссе рассказала про свою работу и как она раскрутила свой Instagram

Cosmopolitan
Суп по правилам Суп по правилам

Поздняя осень – время, когда мысль о тёплом супчике греет душу

Худеем правильно
Как сделать производство шерсти более экологичным? Как сделать производство шерсти более экологичным?

И можно ли совместить традиции и технологические инновации на одной фабрике

GQ
Настроение среднего класса в России улучшилось рекордно почти за три года Настроение среднего класса в России улучшилось рекордно почти за три года

Средний класс в России все еще старается меньше тратить на продукты

Forbes
ООН в эфире. Как создавался криптофонд для помощи детям ООН в эфире. Как создавался криптофонд для помощи детям

Сотрудница Deloitte отправила резюме в ООН и вскоре возглавила детский фонд

Forbes
Статус «свободен» и еще 5 непростых ситуаций для встречи Нового года Статус «свободен» и еще 5 непростых ситуаций для встречи Нового года

Как встретить Новый год в зависимости от вашего статуса отношений?

Psychologies
«Джокер»: человек, который смеется «Джокер»: человек, который смеется

Режиссер рассказывает историю одного безумия, заставляя сочувствовать герою

Psychologies
Открыть в приложении