Общество | Образование
Работа над ошибками
Обнародованы первые результаты ЕГЭ-2016: чуть больше стало «стобалльников», чуть меньше детей, не прошедших минимальные пороги, а в общем, все стабильно. «Огонек» выяснял, что скрывается за занавесом с нарисованным очагом
Рассказывают, что на апелляцию ЕГЭ по математике в этом году пришел папа выпускника, подполковник, и говорит:
— Мой сын тщательно готовился к экзамену, а получил только 80 баллов. Почему не 100? — спрашивал отец.
Член экзаменационной комиссии, принимавший жалобы родителей, показал ему бланк с ответами сына. Потом спросил:
— Скажите, а вам долго служить до маршальской звезды?
Тот начал считать: полковник, потом генеральские звания, потом маршал…
Тогда член комиссии говорит:
— А вы представьте, что ваш сын гораздо ближе к 100 баллам, чем вы до маршала…
Эта история — о столкновении интересов. Для учителей, с которых теперь не требуют высоких результатов ЕГЭ, главное, чтобы не было не набравших минимальное количество баллов по предмету. Да и за эти «двойки» никто их не упрекнет. Но при этом для родителей 80 баллов — еще не гарантия поступления ребенка на бюджетные места в престижные вузы. А для самого выпускника единый экзамен — он же и единственный, пересдавать можно только на следующий год и в вуз в этом году не поступишь.
Честный ЕГЭ
В этом году ЕГЭ сдавали 750 тысяч человек. Среди них выпускников российских школ текущего года было 640 тысяч. Остальные — это пересдававшие с прошлых лет или выпускники школ других стран. Рособрнадзор, как и было обещано, продолжил борьбу за чистоту и честность экзамена. Не было зафиксировано ни одного случая утечки экзаменационных материалов. Полностью искоренен «ЕГЭ-туризм» (поездки для сдачи экзамена в другие регионы, особенно в северокавказские). 83 процента пунктов сдачи ЕГЭ были оборудованы камерами видеонаблюдений, эти системы сработали без сбоев. 30 процентов пунктов были оснащены техникой для печати контрольно-измерительных материалов и сканирования бланков ответов. Чуть более тысячи выпускников были удалены с экзаменов за пользование шпаргалками или мобильными телефонами.
И при всех этих строгостях результаты ЕГЭ в этом году оказались даже лучше, чем в прошлом. По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, «в целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с результатами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, его уровне сложности. При этом мы видим небольшой рост числа высокобалльников и существенное сокращение числа тех, кто не преодолел минимальный порог».
Некоторые подробности. Число ребят, получивших 100 баллов, составило 5009 человек (на 401 больше, чем в 2015-м). На экзамене по русскому языку в этом году по сравнению с прошлым было больше высокобалльников (баллы от 81 до 100 получили 25,5 процента ребят), и меньше тех, кто не набрал минимальные 24 балла (1 процент). До минимального вузовского порога (36 баллов) не дотянули 2,5 процента выпускников (в прошлом году таких было 4 процента). Математику базового уровня не сдали 4,7 процента детей (в прошлом году — 7,4 процента). Средний балл (на этом экзамене оценки выставляются по пятибалльной системе) — 4,14 (в 2015-м — 3,95). И почти 40 процентов выбравших этот уровень получили «пятерки».
Профильный экзамен по математике не сдали 15 процентов участников (в прошлом году их было 21 процент). Снизился процент детей, не сдавших физику, историю, информатику, английский, литературу и географию.
Хуже всего обстоит дело с биологией и химией: доля выпускников, не сдавших эти экзамены, увеличилась примерно на 4 процента.
Ни сдвигов, ни выбросов
Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений, объясняет улучшение результатов ЕГЭ так: усиление строгостей все-таки «мотивировало детей и школы к более глубокому изучению предметов, повысило ответственность учителя и каждого ребенка за результат учебы».