Офисная дедовщина: почему с 20-летними так сложно работать
Коуч и специалист по коммуникации Ольга Полищук разбирается, что менеджерам «за 30» мешает увидеть потенциал 20-летних подчиненных, и что будет с бизнесом, если они так и не договорятся
Статьи про поколение Z набирают сотни расшеров, поколенческая разница обсуждается на любой конференции — про образование, маркетинг или развитие нефтяной промышленности. Эксперты говорят, как Z изменят рынок работы в силу непонятных для предыдущих поколений ценностей, тем временем в офисах разгорается драма непонимания между 20-летними и 30-летними сотрудниками. Главные претензии — «лень» первых и «давление» вторых.
Самосделанные vs Наглоленивые
История про «сделал(а) себя сам(а)» — одна из самых частых и важных для людей, чей рабочий опыт в России начинался в конце 2000-х, в начале 2010-х. То, для чего в английском есть емкое выражение self-made, у нас можно назвать историей про «сделал(а) себя сам(а)». То есть пришел на практику, стажировку, линейную позицию в компанию, хорошо и качественно работал, никогда не отказывался от задач, не ставил их под сомнение, был лоялен, быстро схватывал, поэтому тебя быстро повышали и давали больше ответственности, и вот почти 30, а уже крутой менеджер больших денег, людей или даже генеральной директор собственной компании, который сам берет на работу стажеров, линейных помощников и младших менеджеров. «Самосделанность» — это влиятельнейшая история для человека: на ней базируется ощущение успешности и уверенность в завтрашнем дне. Иначе зачем же ты достигал и иногда жертвовал собой последние 10 лет? Любой, кто подвергнет твой рассказ сомнению, сразу же получит по голове и/или будет записан во враги.
«Я объясняю ему, как сделать предложение для клиента целый час, он присылает файл, а там нет ничего из нашего диалога. Я спрашиваю: а ты что, ничего не понял? И он мне на чистом глазу и с улыбкой говорит: «Я понял, просто мне показалось, что так будет лучше». То есть мой многолетний опыт просто не в счет, потому что ему «показалось» после полугода работы!» — так описывает один из своих разговор с 21-летним сотрудником 30-летний руководитель отдела продаж. Тут надо оговориться, что менеджер сама искала сотрудника и выбрала этого конкретного человека из большого числа претендентов в свою команду. Но вместе с тем она не была готова услышать, что у сотрудника в статусе начинающего подчиненного может быть свое мнение. Его ответ она воспринимает как неуважение к ее опыту, а еще лень и наглость.
В реальности все иначе: «наглый и ленивый» Z-сотрудник и не думал ставить мнение начальства под сомнение, а наоборот, выполнял задачу как можно более качественно, думая, что тем самым заслужит уважение. Для «зэтов» критическое мышление и индивидуализм в выполнении работы, а также собственная позиция — это нормально и естественно, даже если ты говоришь с боссом. Этот паттерн поведения описывает каждый отчет и книга об особенностях нового поколения, вызывая интерес и любопытство руководителей, но как только паттерн поведения вылезает в обычном диалоге на работе, любопытство сменяется негодованием.
Право на мнение
Для 30-летних право на собственное мнение надо было заслужить, вытерпеть и наработать. И в своей оценке поведения 20-летних они опираются именно на этот опыт. Начинающий сотрудник конца 2000-х пришел под руководителя, который взрастал при советской системе, строил первые российские бизнес-процессы в 90-х, и критику считал единственным способом «научить как правильно» — «делаем, вопросов не задаем». Рабочую культуру конца 2000-х начала 2010-х можно описать как переход «от дикого запада» 90-х к корпоративной культуре, где есть термины «обратная связь», «личные границы» и вот это все про «ценность человеческого капитала». Сравните, например, героиню Энн Хэтэуэй в фильме «Дьявол носит Prada», где показана культура сплошного перехода границ, и Энн Хэтэуэй в фильме «Интерн», где все друг друга поддерживают стаканом латте.
«Само слово «границы» появилось в нашем лексиконе каких-то пару лет назад»