Обозрение армии и флотаОбщество
ВМС стран Черноморского бассейна
Значимость региона Черного моря для обеспечения безопасности Европы и военных операций на Ближнем Востоке неуклонно растет с 2010 г. и до сих пор. Причина тому выступает близость региона к вооруженным конфликтам в Сирии, Ливии и Ираке, размещение пусковых установок ПРО и крылатых ракет США средней дальности в Девеселу (Румыния). Экономическая значимость региона обусловлена развивающейся торговлей, наличием здесь нефтяных и газовых месторождений, а также значительными масштабами рыбного промысла.
Однако наибольшее значение для стран, участвующих в ближневосточных процессах, черноморский регион имеет из-за своего географического положения. Как показывает опыт применения военно-морских сил РФ в 2015-2019 гг. против боевиков ИГ (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) в Сирии, несмотря на то, что Черное море является закрытым, контроль над ним дает возможность оперировать на целом ряде театров военных действий – на Кавказе, в Малой Азии и Восточной Европе, в западной части Средний Азии, Ближнего Востока и восточного Средиземноморья при наличии соответствующего вооружения.
Вместе с тем особенности захода в акваторию, ее «закрытость» и юридический статус Черного моря позволяют ограничивать проход здесь военно-морских судов государств, к нему не прилегающих. Другими словами, по Конвенции Монтрё, через проливы Босфор и Дарданеллы не могут проходить крупные корабли военно-морских сил (ВМС).
Наличие современных и боеспособных ВМС для стран Причерноморья, в том числе России, представляется насущной необходимостью, связанной с поддержанием военного баланса сил в регионе. Разумеется, это требует от стран региона капиталовложений, соразмерных с бюджетом и военно-политической доктриной. Тем не менее обновление ВМС вышеупомянутых государств практически неминуемо и в силу их физического устаревания и технического износа материальной части. Такое положение дел может создавать опасность ускорения гонки вооружений на отдельно взятом театре военных действий и создавать угрозу национальной безопасности России.
Общее состояние ВМС стран Черноморского бассейна
В регион Черноморского бассейна входит Российская Федерация, Турция, Болгария, Румыния, Украина, Грузия и Абхазия (официально не признана ни одним причерноморским государством, кроме России). При этом у Грузии нет военно-морских сил – после войны августа 2008 г. она упразднила ВМС, а материальную часть передала морской охране.
Наиболее активно свой военно-морской флот обновляет Россия – в период с 2014 г. было поставлено более 30 новейших боевых кораблей и катеров, в том числе и тех, которые несут крылатые ракеты средней дальности типа «Калибр». В их числе три фрегата (пр. 11356), три малых ракетных корабля (пр. 21631), два патрульных корабля (пр. 22160), шесть подводных лодок (пр. 636.3), два морских тральщика (пр. 12700), новые многоцелевые истребители (Су-30СМ) и многое другое, включая противодиверсионные, десантные катера и суда поддержки, сухопутные средства противодействия и береговые комплексы ПКР. Процесс модернизации происходит в условиях санкционного давления со стороны Европы и США, Россия испытывает существенные трудности при самостоятельном изготовлении силовых установок и других элементов для кораблей.
Буквально за шесть лет Черноморский флот (ЧФ) Российской Федерации занял положение доминирующей силы, которая контролирует не только бассейн Черного моря, но и представляется серьезной силой в восточной части Средиземного моря. Воссоединение Крыма и России в 2014 г. позволило создать хорошо организованную и разветвленную систему базирования береговых и морских подразделений, которая обеспечивает контроль над большей частью Черноморского бассейна. Это событие также позволило снять те ограничения, которые Украина накладывала на обновление ЧФ РФ – с 2014 г. РФ более не обязана согласовывать его с Украиной как с государством, на территории которого флот и базируется. До того все изменения в составе Черноморского флота регламентировались приложением к Киевским соглашениям от 1997 г. и Харьковскими соглашениями от 2010 г., которые не позволяли обновлять боевой состав без согласования с Украиной.
Важным обстоятельством быстрого развития инфраструктуры Черноморского флота стали быстрое наращивание группировки войск на Крымском полуострове, наличие необходимых производственных мощностей для постройки необходимого количества кораблей. Кроме того, произошло включение ЧФ РФ в состав Южного военного округа, который представляется одним из самых боеспособных с точки зрения подготовки личного состава и оснащенности современными видами вооружения, в том числе и противокорабельного.
При этом, согласно планам развития ВМФ России, Черноморский флот продолжит получать комплексное и качественное пополнение. В ближайшие пять лет в его состав войдут еще корветы (пр. 20380), патрульные корабли (пр. 22160), малые ракетные корабли (пр. 22800).
Румыния и Болгария
Румыния и Болгария имеют схожие проблемы с военно-морским вооружением. Основная из них – недостаточное финансирование обороны, что не позволяет осуществить закупку новых боевых единиц флота или провести серьезную модернизацию действующих кораблей. Большая часть ВМС Румынии и Болгарии перешла им в наследство от СССР. При этом ВМС Болгарии сегодня оснащены лучше, чем ВМС Румынии. Так, на балансе болгарских ВМС находятся четыре фрегата (один советской, два – бельгийской постройки 1970-1980-х гг.), два противолодочных советских корвета, три ракетных катера, четыре минных тральщика. Это вооружение не обладает ни боеспособными системами ПВО, ни серьезным ударным или противокорабельным ракетным вооружением.