О природе и типах детских страхов
Как нас пугали? Чего мы боялись в детстве, а может, боимся и до сих пор? А главное — зачем нам все эти страхи?
Сегодня продолжим тему «пугалок».
Во первых строках, разумеется, хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто откликнулся и рассказал о том, как пугали в детстве их самих и как они теперь пугают своих детей.
Учитывая число читателей «Сноба» и перекрестных ссылок в интернете, уже сейчас благодаря нам с вами приблизительно 50 тысяч человек в разных странах задумались о том, какие страхи они сами вынесли из детства и что они транслируют по этому поводу своим детям. Повышение осознанности своих действий для современного человека всегда благо. Понимаешь, как устроено, — можешь изменить к лучшему.
Из множества рассказов уже вполне явно выделяются общие закономерности.
Первое — чем ниже уровень образования исполнителя, тем иррациональнее и страннее на современный взгляд его «пугалки». Это совершенно понятно: полуграмотные бабушки просто не имели реальной возможности объяснять мир шустрым внукам и механически воспроизводили традицию — говорили то, что говорили им самим в их деревенском детстве.
Второе — как ни странно, в раннем детстве иррациональные пугалки действуют лучше и запоминаются лучше рациональных.
Всем говорили про шапку и менингит (вполне себе рациональная пугалка), но никто не написал, что он в детстве боялся снять шапку и умереть от менингита.
Зато неисчислимое количество детей реально боялись загадочной бабайки и Бабы-яги, которые «придут и заберут».
С возрастом ситуация вроде бы меняется и рацио набирает очки, однако даже для старших детей, которые в общем-то уже понимают, что никакая иголка по телу путешествовать не может, пропавшая игла все равно может стать источником серьезного хронического стресса (прекрасно помню это по своему собственному детству: в лагерном кружке мягкой игрушки мы, вполне уже взрослые девочки, шили игрушки в кроватях во время тихого часа, иголки то и дело терялись и — о боже! — что тут начиналось!).
То есть что у нас получается? Если ты хочешь реально напугать ребенка, лучше и эффективнее пугать иррациональным, чем рациональным? Лучше выдумывать или пользоваться традициями, чем объяснять?