Нота притяжения: как маркетологи обманывают нас с помощью запахов
Исследования показывают, что публичные пространства с продуманными ароматами воспринимаются как намного более дружелюбные, а работающие в них сотрудники — более профессиональные. Специально для Forbes Life Андрей Щемелинов, эксперт по обонятельным и мультисенсорным коммуникациям, рассказывает, как запахи действуют на нас
Последний показ дизайнера Демны Гвасалия пах четырьмя композициями на тему власти — с запахом антисептика, крови, денег и нефти. Это — не единственный претендент в своем роде: в сентябре проект легендарного Тома Диксона TouchySmellyFeelyNoisyTasty на лондонской неделе дизайна произвел фурор. Стоит вспомнить также и мультисенсорное промо Shiseido в ультрасовременном сингапурском аэропорту. Из влиятельных дизайнеров, обращавшихся недавно к теме ароматов, стоит вспомнить также Meadham Kirchhoff и ACNE.
Обонятельная система имеет самую «короткую» и простую дорогу в мозг, а точнее, в отдел, отвечающий за чувства. И самую «сложную» — в отдел памяти. Развитие в области коммуникаций обращает нас к задействованию дополнительных каналов — и тут на первый план выходит обоняние. Человек вдыхает около 23 000 раз в день, при этом «слышит» несколько тысяч запахов и ароматов. Этот процесс, казалось бы, слабо регулируется самим человеком — но его можно тоже выстраивать целенаправленно, как архитектуру и дизайн. Обоняние способно моментально обращаться к памяти (ассоциациям) и «доставать» нужную эмоцию, воспоминание, характеристику или целую атмосферу, связанную с событиями или нашем представлением о них. Как это используют маркетологи? Модель создания коммуникации между покупателем и продавцом следующая — в пространстве подобно электрическому освещению или звуковым колонкам устанавливается оборудование, которое транслирует/распространяет ароматы в пространства. Наполняя их определенным, задуманным продавцом сообщением. Каждая комбинация ароматов — это набор стимулов, вызывающих определенные реакции. Это не бытовые приборы вроде диспенсеров или аромасвечи, а профессиональное оборудование — аромамашины. Их существует множество, некоторые могут покрывать ароматами небольшой кабинет, некоторые — гигантский холл и даже целую улицу.