Инвестиции в вино: стоящая идея или лишний повод выпить с друзьями
Зачем покупать вино и сразу его не пить, рассказывает партнер группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group и коллекционер вина Рафаэль Нагапетьянц
Интересоваться вином и масштабно его покупать я начал более 25 лет назад, сразу после посещения в первой половине 1990-х годов маленьких городков и деревень Бургундии, Тосканы, Бордо и многих других регионов Франции и Италии, а потом и иных стран. Вначале, как и у многих, это было довольно бессистемное собирательство, но позже, когда я изучал профессиональные справочники, разговаривал с виноделами, владельцами небольших частных винных магазинов, оптовиками, стало приходить более глубокое понимание процессов ценообразования в успешные и неудачные годы, возможности приобретения вина в любой момент независимо от года выпуска либо уникальности конкретного дома или отдельного урожая. Оговорюсь, что речь идет только о сухом белом и красном вине и шампанском.
Покупая вино и постепенно заполняя им винные шкафы, практически никогда не задавался вопросом о его последующей продаже или инвестициях в значительные объемы вина en premieur. Приобретение вина носило исключительно утилитарный характер. Например, выдающийся 1997 год в Италии совпал с днем рождения дочери, и по случаю было закуплено несколько десятков ящиков на долгие годы вперед. Тем не менее, наблюдая за деятельностью инвестирующих в вино фондов, активностью винной биржи, много лет просматривая цены, приводимые в журналах Wine Spectator, Decanter, Wine Enthusiast, Fine Wine и др., пришел к некоторым собственным рекомендациям о целесообразности и эффективности инвестирования в вино.
Как объект инвестирования вино имеет несколько значительных преимуществ и не меньшее количество столь же существенных недостатков. В этой небольшой статье поговорим о преимуществах, в последующей — о рисках и подводных камнях инвестирования.
Объем производства Sassicaia всего 15 тысяч ящиков (в ящике 12 бутылок). В Россию попадает всего 1 тысяча ящиков
Главный плюс инвестиций в вино — их невозможно потерять полностью или частично и даже невозможно на них не заработать, при условии что приобретаемое вино от производителя мирового уровня и у него это самое лучшее и известное из линейки производимых им вин (а таких марок в мире не более 50–60); вы купили вино у надежного, авторитетного поставщика и все последующие годы его грамотно хранили). Общая тенденция цен на старые годы — это постоянный рост с небольшими колебаниями, объясняемый тем, что вино конкретной топовой марки удачного года урожая, даже при том, что оно может храниться очень и очень долго, постепенно выпивается. Представьте, объем производства Sassicaia всего 15 тысяч ящиков (в ящике 12 бутылок). В Россию попадает всего 1 тысяча ящиков. Большая часть потребляется очень быстро, в течение 5–7 лет после появления вина на рынке, остальное оседает в погребах и винных коллекциях. Схожие объемы производства и у первых 10–12 производителей Бордо. Бургундию даже не рассматриваю, там винодел, выпускающий 20–25 тысяч бутылок уровня Grand Cru или, реже, Premier Cru считается уже крупным, большая часть элитного вина расходится по многолетним предзаказам во Францию, Германию и Швейцарию.