«Нищебродов прошу не писать»: могут ли деньги сделать вас настоящим мужчиной
В стереотипном представлении о мужском успехе деньги до сих пор считаются его главным мерилом. Но так ли связаны богатство и маскулинность в современном мире? В своей колонке для Forbes Life рассуждает журналист, сооснователь подкаста и телеграм-канала «Мужчина, вы куда?» Григорий Туманов.
Маркетолог во мне требует определить аудиторию этой колонки (если не открытого письма), и я теряюсь: это участники регулярного рейтинга или те самые wannabees? Однако все тот же маркетолог требует найти точку соприкосновения среди этих категорий мужчин, от которой можно оттолкнуться. И зовется эта точка «женская меркантильность». Кажется, это стереотип, который объединяет и обитателя верхних слоев форбсовского рейтинга, и тех, кто лишь случайно скользнул взглядом по обложке журнала, стоя в очереди в супермаркете с традиционным набором «сигареты, жвачка, газировка, готовый ужин».
Многим мужчинам кажется, что деньги — это выражение их успехов, их «самости», их маскулинности. Будто смс с приятным глазу остатком на карте повышает нашу сексуальность и привлекательность. Иногда эта традиция приобретает грустный исход, когда мы вдруг выпьем и сокрушаемся, что никто не любит нашу красивую душу, наш поэтичный настрой.
Не так давно в новомодном Clubhouse в рамках проекта «Мужчина, вы куда?» мы обсуждали дейтинг. Один из молодых людей, участвовавших в обсуждении, пожаловался, что в любом из приложений встречается следующий тип женских анкет: «Неуверенных в себе нищебродов прошу не писать». Оставим за скобками, что делать тем, кто зарабатывает мало, но обладает такой уверенностью в себе, что позавидовал бы Брюс Уиллис и всего его герои разом, да и что считать тем самым «нищебродством». Давайте рассуждать об объективации на равных: если девушки, со своей стороны, сталкиваются с совершенно омерзительными попытками уконтрапупить их в схему, похожу на ту, что висят в мясницких цехах, то финансовая объективация — это то, что видят мужчины.
И это логично. Сколько вокруг инфоцыган, рисующих образ успешного мужчины через финансовое благополучие, сколько стереотипов о том, что тугой кошелек делает мужчину привлекательнее, сколько бытовых способов поучаствовать в борьбе за доминирование — например, сообщив всем за столом, что «деньги — пыль» и закрыть счет. Вся поп-культура сегодня по-прежнему упоминает деньги как критерий мужской успешности. Неважно, как этот мужчина выглядит и какова его маскулинность — как он живет или разводится с супругой и детьми, относится к экологии, красит ли ногти или читает рэп «про сук»,