Империя Безоса: как богатейший человек на планете создал Amazon и зачем рвется в космос
Основатель и CEO компании Amazon Джефф Безос объявил об уходе со своего поста (но не из компании — он остается исполнительным председателем совета директоров). Как сын 17-летней школьницы, усыновленный кубинским эмигрантом, стал самым богатым человеком в мире и что означает его уход для компании и для него самого?
В 2017-м, вскоре после того, как Джефф Безос был объявлен самым богатым человеком в мире по версии Forbes, произошла история, которую двумя годами позже описал журнал The New Yorker (и которую потом официально опровергала пресс-служба компании).
Билл Гейтс, бывший до этого самым богатым человеком в мире, позвонил личному помощнику Безоса, чтобы пригласить того на обед, и поинтересовался, свободен ли новый «номер один» во вторник или в среду. Помощник сообщил Безосу о приглашении и о выборе между вторником и средой. Безос ответил: «Скажите — в четверг». Скорее всего, Гейтс даже не заметил этого маленького проявления личного тщеславия. Однако это было грубым нарушением «14 Принципов Лидерства», которые в Amazon находятся повсюду — «они написаны на стенах, они висят в туалетах, они напечатаны на карточках у руководителей». Среди них — призывы быть самокритичными, никогда не говорить «это не входит в мои обязанности», «со смирением анализировать свои самые твердые убеждения» и «стремиться к совершенству, даже если окружающим кажется, что стандарты неразумно высоки». Можно ли считать, что в этом случае Безос изменил своим принципам, и у него началось головокружение от успехов?
Лучший ученик
Джеффри Престон Джоргенсен родился в Альбукерке, штат Нью-Мексико, 12 января 1964 года. Его мать, Джеки Гайз, была 17-летней школьницей, отцу было 19. Через год Гайз развелась с ним, а еще через несколько лет вышла замуж за Мигеля Безоса, кубинского эмигранта, который работал инженером в нефтяной компании Exxon. Мигель усыновил 4-летнего Безоса в 1968-м. Тед Джоргенсен, биологический отец Джеффри, давший согласие на усыновление, очень скоро потерял их из виду, а к тому же забыл и новую фамилию отпрыска. Поэтому был реально потрясен, когда в 2012 году его разыскал журналист, писавший книгу о Безосе, и сообщил, кем является его биологический сын. Кстати, похожей была и жизненная история основателя Apple Стива Джобса, также не встречавшего в сознательном возрасте своих биологических родителей.
Еще в юности Джеффа начали интересовать техника, компьютеры и предпринимательство. В трехлетнем возрасте он сумел отверткой развинтить свою детскую кроватку, так как ему хотелось, чтобы она была похожа на взрослую. Свой первый опыт с компьютерами он описал в интервью в 2001 году: «В Хьюстоне была компания, которая предоставляла свободное время на своих больших компьютерах местной начальной школе. Ни учителя, ни вообще никто в школе не знал, как обращаться с компьютерами. Но в наличии была целая стопка руководств. И вот я и еще несколько ребят оставались после уроков и научились программировать эту штуку».
Тогда же, в школьные годы, Безос приобрел первый опыт предпринимательства. Он организовал у себя дома летний лагерь «с уклоном в науку и литературу». В него записались пятеро школьников, заплативший каждый по $150. Это был его первый заработок. Еще он подрабатывал в McDonald's. Это не помешало ему закончить школу лучшим учеником в классе. В выступлении на школьном выпускном вечере он говорил о своей мечте — дать человечеству возможность колонизировать космос, чтобы превратить Землю в огромный национальный парк. Возможно, это было больше, чем просто юношеская мечта.
В 1986 году Безос с отличием закончил Принстонский университет по двум специальностям: инженер-электрик и специалист по вычислительной технике. Однако инженером не стал — вскоре он поступил на работу в хедж-фонд D.E. Shaw, созданный в 1988 году бывшим профессором-компьютерщиком Дэвидом Шоу, который использовал для инвестирования сложные математические модели. По сути это был один из первых алгоритмических хедж-фондов — и он вполне соответствовал интересам и склонностям Безоса.
Еще один бизнес в гараже
Работая в фонде, он наткнулся на статистику, которая его поразила. Об этом рассказал в 2013 году заместитель главного редактора Business Insider Николас Карлсон в документальном фильме, снятом агентством Bloomberg для серии Game Changers: «Он узнал, что интернет растет на 2300% в год. И эта цифра оказала на него магическое воздействие». Безос увидел в интернете невероятные возможности — этакое технологическое цунами, которое уже накатывалось на экономику. Оно создавало новые каналы сбыта, вымывало старых посредников, вообще меняло способы покупки и продажи. Оставался вопрос — где это применить. Ответ нашелся — книги.
В июле 1994 года Безос ушел со стабильной и надежной работы на Уолл-стрит, чтобы воплотить мечту — создать один из первых в мире онлайновых книжных магазинов. Первыми инвесторами были его родители. Он так рассказывал об этом эпизоде: «Первый вопрос, который задал мне отец — а что такое интернет. Он рассчитывал не на компанию и не на бизнес-идею, он верил в своего сына». Родители дали ему $300 000 своих сбережений, с ними Безос и его жена МакКензи направились в Сиэтл, штат Вашингтон. О начале своего бизнеса он рассказал в 1999-м в выступлении в колледже Лейк Форест: «Я нашел дом, в котором можно было бы разместить бизнес, потому что там был гараж. Есть масса историй про то, как компании-стартапы начинались в гараже, поэтому мне это показалось правильным началом. Правда, меня беспокоило, что я не вполне следую традиции — это был гараж, который уже был переделан под что-то другое. Но меня успокаивало то, что он не был утеплен. В общем, это точно не было роскошным офисом».
Утром 16 июля 1995 года компания Amazon открыла свои виртуальные двери первым покупателям. У новой компании вообще не было рекламного бюджета. Первые продажи генерировались исключительно благодаря тому, что покупатели рассказывали о ней друг другу. Сайт дорабатывали уже в рабочем порядке. Однако уже за первый месяц на нем побывали и купили книги посетители из всех 50 штатов, а также еще из 45 стран.
С самого начала главной стратегической целью Безоса, его мантрой было максимально быстро вырасти в большую компанию. «Все должно было двигаться как на стероидах. Рост должен был быть неестественно быстрым. Все время было ощущение, что мы куда-то бежим. Нужно было захватить долю нового рынка электронной коммерции. Что-то похожее на борьбу за территорию, только в интернете», — вспоминали позднее первые сотрудники Amazon.
Скоро стало ясно, что стратегия полностью себя оправдала. К концу 1996 года продажи компании достигли почти $16 млн. Удобства для покупателей были очевидными: каталог Amazon насчитывал около 300 000 книг (это вдвое больше, чем в самом большом книжном магазине), цены были ниже, чем в большинстве традиционных книжных магазинов, а купленные книги доставлялись прямо домой покупателям. Однако первые инвесторы были разочарованы. Рост продаж шел, но практически без прибыли, потому что Amazon тратил миллионы на развитие — на улучшение софта и расширение бизнеса. По словам Джеймса Маркуса (он был штатным рецензентом книг для сайта, 55-м по счету сотрудником в компании), «главная идея Безоса — нельзя ни минуты почивать на лаврах. Нужно все время придумывать что-то новое. И все время бежать впереди конкурентов. Останавливаться нельзя даже на миллисекунду».
Уже через три года после основания компания вышла на IPO. Цена размещения составляла $18 за акцию, но уже к концу первого дня торговли на рынке NASDAQ выросла более чем наполовину — до $29,15. Теоретически, если бы в 1997 году предполагаемый инвестор вложил в акции Amazon всего $100 по цене размещения и получил бы пять акций (и $10 сдачи), то через 24 года, в середине февраля 2021 (после трех сплитов) его пакет стоил бы $196 580 — то есть вырос бы в денежном выражении почти в 2000 раз. В 2018 году рыночная капитализация компании превысила магическую отметку $1 трлн, а сейчас составляет около $1651 млрд. Но тогда, в 1997-м количество интернет-стартапов исчислялось сотнями, Amazon был просто еще одной компанией из множества похожих, и предсказать его будущее никто из аналитиков, естественно, не мог.
Деньги, полученные от IPO, позволили компании обновить и улучшить сайт и алгоритмы, нанять новых сотрудников (около 7000 к концу 1997 года), но главное — расширить номенклатуру продаваемых товаров. Как объяснил позднее Джеймс Маркус, «мы поняли, что можем продавать что угодно — еду, лекарства, сотовые телефоны, журналы». Объемы продаж росли как на дрожжах, росла и популярность компании, и самого Безоса. В декабре 1999-го журнал Time объявил его человеком года. Для него это был момент торжества, его мечта о «завоевании мира» сбылась: «Моя мама просто расплакалась, когда узнала. Мои родители очень гордятся мной, и это очень приятно».
Культура данных
Но уже тогда Безос и команда задумывались не только о росте продаж, а о чем-то совершенно новом: товаром становилась сама информация о потребителях, причем более ценным, чем что-либо еще. Один из бывших руководителей Amazon Джеймс Томсон описал это так: «Кажется, что Amazon торгует товарами, но на самом деле это — информационная компания. Любое взаимодействие с клиентом — это еще одна возможность для сбора данных».
В январе 1997 года Безос с ведущими сотрудниками Amazon отправился на несколько дней в курортный комплекс Sleeping Lady в двух часах езды от Сиэтла для мозгового штурма. Там он сообщил собравшимся, что хочет привить в компании «культуру измерений». По словам Джеймса Маркуса, у Джеффа была маниакальная страсть к количественным оценкам: «Он понимал ценность собираемых данных. Идея о том, что каждый щелчок мышью и каждое движение на веб-сайте сами по себе являются товаром, была новым видом мышления для большинства сотрудников — и для меня тоже». Тогда же в компании начала создаваться группа экспертов по анализу данных (позже она многократно выросла). Одним из первых в ней был Андреас Вайгенд, специалист по Big Data и искусственному интеллекту. До прихода в компанию он опубликовал более 100 научных статей, а в Amazon стал главным научным сотрудником.