«Ничего подлого я не сделал». Саксофонист Игорь Бутман о джазе с Клинтоном и хоккее с Путиным
Сегодня свой день рождения отмечает известный российский музыкант Игорь Бутман. Ему исполняется 60 лет. Бутмана называют самым прославленным джазменом страны. Но помимо музыки, как это часто бывает с российскими деятелями культуры, музыкант не обошел стороной политику. Бутман входил в состав Высшего совета партии «Единая Россия», был доверенным лицом Владимира Путина, а бывшего серого кардинала Кремля Владислава Суркова называет своим близким другом. О причудливом переплетении джаза как музыки свободы и работы на власть с Игорем Бутманом по просьбе «Сноба» поговорила Елена Нуряева.
Ɔ. Начнем с джаза. Мой папа обожал передачи Уиллиса Коновера на «Голосе Америки», в семье был культ джаза. Мне кажется, тогда знание основных джазовых стандартов, ключевых композиторов и исполнителей было хорошим тоном и признаком особенной культуры. Сейчас джаз стал как будто бы немодным, музыкой, которая ассоциируется у многих с лобби отеля или лифтом. Вы как считаете, это правильное ощущение?
У меня тоже был культ джаза в семье, но это было не во всех домах, да и знаний о джазе было не очень много. «Голос Америки» тоже не все слушали, и даже не все имели приемники с короткими волнами. Джаз вызывал огромное уважение у людей, потому что это был как бы запретный плод, часть какой-то эфемерной свободы. Люди немножко фрондировали этим, у интеллигенции слушать джаз считалось хорошим тоном. Эта музыка тогда чаще звучала в кино, в зарубежных и даже наших фильмах. Сейчас, конечно, информации о джазе больше, и он стал, как мне кажется, более высокого качества. И люди при всем многообразном выборе все-таки и на джаз тоже обращают внимание. Просто тогда джаз был единственной альтернативой. Сейчас все же ситуация принципиально иная: больше фестивалей проходит, больше джазовых концертов, и джаз-клубы появились, чего не было.
Ɔ. И вам надо тоже сказать спасибо за продвижение этой культуры.
Я стараюсь, да.
Ɔ. Можно ли причислить джаз к популярной музыке? В какой модный магазин не зайди, везде джаз.
У джаза много разновидностей, но популярной музыкой его все-таки нельзя назвать. Допустим, та же музыка, которую ставят в лифте, более простая, более мелодичная, более примитивная в какой-то степени. Заходишь в модные магазины, и там звучит уже смесь хип-хопа и джаза, а в некоторых и традиционный джаз 50-60-х годов, даже бибоп порой звучит. То есть везде по-разному.
Ɔ. Для советской интеллигенции джаз был глотком свободы, через него люди копировали американскую культуру — а что сейчас является таким голосом свободы? Можно ли сказать, что рэп стал новым джазом?
Я, честно говоря, не уверен. Потому что рэп в том виде, в котором он есть, особенно наш рэп, достаточно примитивен с музыкальной точки зрения — стихотворную часть не берусь судить. Мой 12-летний сын записывает биты, практически не зная нотной грамоты, я даже ставил его треки Алишеру Моргенштерну — он сказал, что для 12-летнего мальчика это неплохо.