Несбывшееся будущее: как NASA видело гражданскую авиацию в 2025 году
В авиации предсказывать технику будущего — обычное дело. Иногда прогнозы сбываются, чаще всего — нет. Но особенно интересно оценить их по прошествии времени, когда уже стала ясна судьба прогноза. Предлагаем сегодня так и сделать: посмотрим, как в 1996 году NASA видело развитие гражданской авиации к 2025 году.
Чтобы понять прогноз, часто стоит понять время, в которое прогноз был сделан. Середина 90-х годов для западных стран, особенно для США, была временем ожидания вечного мира. История закончилась, демократия и рынок победили. Оттого идея о том, что теперь военные технологии должны послужить мирной жизни, была популярна далеко не только у нас. С появлением продвинутой электроники казалось стали возможны самые необычные компоновочные решения, ранее неспособные летать. Компьютер и формы самолёта посчитает и пилоту в полёте на неустойчивой машине поможет. Постепенно поднимало голову экологическое движение, но пока в полную силу оно не вступило, но за экономичность перелётов боролись уже 20 лет с 1973 года.
Старое в новое
Главной целью почти всех идей, изложенных NASA, было повышение эффективности, а значит и экономичности пассажирских и грузовых самолётов. Первый набор предложений предполагал, что их можно реализовать в том числе на старых машинах, просто значительно их доработав, сохранив, например, только фюзеляж. Помочь в этом деле должны были передовые военные технологии. В конце 80-х годов для стелс-самолётов изучались двигатели с воздухозаборниками, утопленными в фюзеляже, отсасывающие воздух с пограничного слоя фюзеляжа. Решение позволяет контролировать пограничный слой на фюзеляже и уменьшать паразитное сопротивление воздуха на нём. Такие двигатели помогут сэкономить вес на гондолах и понизить сопротивления воздуха в полёте.
Другое важно заимствование у военных - управление вектором тяги двигателей. Армии оно было нужно для создания сверхманёвренных самолётов, а в гражданской авиации, используя его, можно отказаться от оперения и значительно уменьшить вес самолёта. Вместо сложной механизации крыла - система управления циркуляцией воздуха на крыле, также разработанная для военных стелсов. Вместо механизации самолёт управляется за счёт изменения подъёмной силы на разных частях крыла. А чтобы всей этой системе было откуда брать энергию, на законцовке у крыла - по маленькой турбине. Они же выполняют и роль винглетов, уменьшая индуктивное сопротивление, создаваемое срывающимся с конца крыла вихрем.