«Всего один герой, и тот идиот»
Что советская цензура усматривала в мультфильмах

85 лет назад в СССР была основана студия «Союзмультфильм» — первая и главная фабрика детского кинопродукта в стране. Принято считать, что к мультипликации цензура относилась снисходительно, но это, конечно, не так. Сотни мультфильмов в процессе производства были отредактированы, перемонтированы, переозвучены, а нередко и вовсе запрещены. Иногда по комичным соображениям: так, финал у «Веселого старичка» 1972 года был сокращен из-за того, что герой слишком долго смеялся, и чиновники опасались, что дети от перевозбуждения могут обмочить кресла в кинотеатрах. Чаще, однако, цензуру беспокоили политические намеки и сомнительные подтексты. Ульяна Волохова изучила историю политически неблагонадежной мультипликации и выбрала показательные примеры бдительности советской цензуры.
«Скорая помощь»: несерьезное отношение к политике
Режиссер Ламис Бредис, 1949
«Авторы фильма пошли по пути грубого искажения и вульгаризации важной политической темы фильма, реакционной империалистической политики». Приказ министра кинематографии СССР
Десятиминутный мультфильм о зайцах, живущих в нищете и разрухе и носящих шкурки в заплатках, был снят в жанре политической сатиры. Мистер Удав, узнав о бедах зайцев, предлагает им «скорую помощь» — вместо одной порванной шкурки дать семь новых, а каждому зайчонку еще и запас морковной тушенки. Обещание он, конечно, не сдерживает, шкурки отнимает, а самих зайцев отдает на съедение волкам.
Для зрителей тех лет политический подтекст мультфильма был очевиден: речь шла о плане Маршалла — программе американской помощи странам послевоенной Европы. Удав был представлен в образе богатого американца, приехавшего к зайцам на танке, задрапированном цветами, у доверчивых бедняков он отбирал последнее с ужимками карикатурного миллионера. Несмотря на всю прямоту политического содержания, мультфильм был запрещен к демонстрации в СССР, а всем причастным объявлены строгие дисциплинарные взыскания за слишком легкий подход к теме.
«Конец Черной топи»: отсталые советские люди
Режиссер Владимир Дегтярев, 1960

«Персонаж, символизирующий наступление на отживший мир суеверий,— сам получился старомодным, медлительным, никак не характеризующим человека нашей стремительной действительности». Заключение Управления по производству художественных фильмов
В дремучем лесу на болоте Черная топь живут Баба-яга, Леший и Водяной, которых постепенно вытесняет наступающая цивилизация — вертолеты распыляют пестициды, самолеты не дают спать, пионеры-грибники над обитателями леса смеются, а не боятся их. В довершение неурядиц Леший встречает землемера, который рассказывает ему, что Черную топь скоро осушат и построят там дом отдыха. Бабе-яге, Лешему и Водяному ничего не остается, как освободить лес и уйти в сказку.
Мультфильм про торжество социалистического строительства над пережитками коллективного бессознательного был встречен чиновниками критикой — советские люди на экране мало отличались от обитателей Черной топи. Особенное возмущение вызвала сцена, в которой Леший приходит послушать лекцию о суевериях и при виде его лектор пугается. Чтобы мультфильм вышел на экраны, пришлось внести исправления: сделать так, чтобы Леший и лектор не появлялись в одном кадре, а также заставить землемера более иронично-покровительственно говорить с Лешим, чтобы ни у кого не возникало сомнения в том, что советская действительность опередила фантазию.