Дегустация с Маленьким принцем
Фестиваль молодых премиальных вин стал традицией во многих винодельческих регионах мира. Нужен ли он в России?
Российское виноделие повзрослело и готовится к получению аттестата зрелости. В конце мая российские производители вина собрались в Краснодарском крае на свою первую «антеприму» — фестиваль молодых вин премиального уровня. Такой фестиваль уже стал традицией в Бордо, Бургундии, Тоскане и других областях классического виноделия. У нас его назвали «Первая проба».
История фестивалей en primeur восходит к XVIII веку, когда влиятельные негоцианты собирались в Бордо перед началом уборки урожая, чтобы обсудить его качество и цены на виноград от наиболее востребованных шато. Собственно, только до сбора урожая винные поместья и могли тогда контролировать качество будущего вина — дальше негоцианты скупали его бочками, вывозили на свои склады, выдерживали в силу собственного представления об идеале и разливали в бутылки — каждый под своей этикеткой.
Лишь в начале XX века, когда ведущие шато стали сами бутилировать и выпускать на рынок свое вино, ситуация изменилась. Розлив в шато стал восприниматься как дополнительная гарантия качества, а этикетки лучших вин сделались эмблематичным средством маркетинга. Лучшие замки Бордо, классифицированные как Гран Крю, стяжали себе славу производителей вина, способного жить многие годы. Но долгая выдержка требовалась большинству красных вин региона еще и потому, что за это время их массивный танин в результате микроокисления успевал смягчиться. Распробовать молодые вина Бордо можно было с трудом.
Технологии, позволявшие вину «раскрываться» уже в молодости, стали достоянием виноделия лишь к концу 1970-х. Носителем нового знания о вине стала плеяда талантливых учеников французского энолога Эмиля Пейно. По случайности ли или по божественному провидению к этому моменту в винном мире получили известность несколько блестящих критиков. Бордо стало местом, где их пути пересеклись.