«Не убийца, а всего лишь код, созданный и управляемый человеком»: сооснователь фонда Andreessen Horowitz о рисках ИИ
Страхи понятны с точки зрения эволюции, но чаще всего не обоснованы и лишь сеют панику, которая тормозит развитие сектора, говорит Марк Андриссен.
Конспект эссе Марка Андриссена.
Стоило наступить эре искусственного интеллекта, как человечество вдруг посходило с ума: решило, что ИИ уничтожит всё, создаваемое на протяжении тысячелетий. Вот только правда в том, что он, наоборот, может человечество спасти, считает инженер и сооснователь инвестиционного фонда Andreessen Horowitz (a16z) Марк Андриссен.
Люди с высоким уровнем интеллекта традиционно добиваются больших успехов практически во всех областях: они лучше учатся в школе и вузе, быстрее продвигаются по карьерной лестнице и приходят к нестандартным идеям, принимают более взвешенные решения и эффективнее справляются со сложными задачами и конфликтами, лучше воспитывают детей и следят за здоровьем.
Достижения именно человеческого интеллекта в областях науки, технологий, энергетики, строительства, транспорта, связи, искусства и этики помогли построить современный мир. И в нём не было бы и ИИ, если бы не человек. В конце концов это всего лишь компьютерная программа, которую последний сам создал, развивал и контролирует.
Теперь «умное» ПО может «усилить» возможности человеческого интеллекта и ускорить рост экономик всего мира — и этот процесс уже начался. Так что развитие ИИ — отнюдь не угроза, которой следует опасаться, а моральный долг: использовать это, чтобы улучшить жизнь для себя и своих потомков, считает автор.
Страх, безусловно, понятен: каждая новая технология вызывала у человечества панику и своей непривычностью угрожала выбить опору из-под ног. Но «понятен» не значит «обоснован» — и на данный момент страх раздут до уровня истерии, которая затрудняет работу в отрасли.
Участники реформаторских движений (развитие ИИ тоже можно считать таковым), как правило, делятся на две категории:
- Баптисты. Это идеологи — они считают, что предотвратить социальную катастрофу можно, лишь придумав новые законы и ограничения.
- Бутлегеры. Это корыстные оппортунисты, которые пытаются извлечь финансовую выгоду из законов и ограничений баптистов.
Пример тому — запрет на продажу алкоголя в США с 1920 по 1933 год. Первые считали алкоголь разрушительным для моральных устоев общества. Вторые сколотили на этом состояние, нелегально сбывая запрещённую продукцию тем, кто мог её себе позволить.
То же может ждать и рынок ИИ: часть прикрытых правительством компаний-бутлегеров будут продолжать зарабатывать и монополизировать рынок даже несмотря на ограничения. А баптистам останется лишь гадать, почему они «хотели как лучше, а получилось как всегда».
О каких рисках твердят баптисты
Риск №1: ИИ убьёт человечество
Страх, что созданная человеком технология «восстанет» и уничтожит его самого, вписана в культурный код. Разрушительную силу видели в огне, который Прометей передал людям, и в способности персонажа Мэри Шелли Виктора Франкенштейна оживлять безжизненные материи. Но, циклясь на потенциальных рисках, человек забывает о том, что имеет куда более важное значение, — о прикладной пользе самой технологии.