Не одним вином и модой: какая Италия интересна российским инвесторам и почему
У россиян Италия ассоциируется с туризмом, шопингом и гастрономией. Между тем это вторая после Германии производственная страна Европы, где с 2017 года действуют новые правила, сделавшие ее привлекательной для внешних инвестиций. Италия могла бы стать более подходящим местом для покупки или создания совместных предприятий с удобным выходом в ЕС, считает научный сотрудник Коммерческого университета им. Луиджи Боккони.
Представление об Италии меняется, когда мы смотрим на структуру ее импорта в Россию. На первом месте по объему продукции промышленный сектор и b2b-сегмент, в частности машиностроение и фармацевтика — в совокупности они занимают 60% в общем импорте. На моду и агропродовольственный сегмент приходится 15% и 9% соответственно. Список потребностей, которые итальянская продукция удовлетворяет в России, отражает реальную структуру экономики страны.
Образ Италии как страны дизайна и гастрономии объясняет тот факт, что на протяжении многих лет уровень инвестиций граждан России в Италию был намного ниже, чем их вложения в схожие экономики других стран. Но чтобы дать исчерпывающие ответы на все вопросы о российских инвестициях, необходимо посмотреть в целом на их природу. Мы увидим разницу по сравнению с внешними инвестициями других стран, например Китая.
Во что инвестирует Россия
Самые важные инвестиции России — стратегические, их обычно осуществляют крупные компании. Далее следуют инвестиции в недвижимость и капитал небольших компаний, последние также могут быть стратегическими либо портфельными.
Объем стратегических инвестиций россиян в Италию снизился с €2,2 млрд в 2015 году до €1,5 млрд в 2018-м (минимальный объем был в 2016-м — €454 млн). Эти цифры отличаются от объема китайских инвестиций, которые сильно увеличились в последние годы. Китайская экспансия, по сути, сочетает в себе стратегическое развитие крупных госкомпаний, а также участие в малых и средних предприятиях, активных в международной торговле и разработке новых технологий. Россия же в основном инвестирует в инфраструктуру и в сегменты, связанные с национальным производством.