Коллеги Ирины Антоновой — о первых встречах, общей работе и заветах

РБККультура

«Не будь манной кашей!». Работники Пушкинского музея — об Ирине Антоновой

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова, в апреле отмечавшая 75 лет работы в нем, 30 ноября ушла из жизни в возрасте 98 лет. «РБК Стиль» попросил ее коллег рассказать о первых встречах, общей работе и заветах

Анастасия Каменская

756071620999275.jpg
pushkinmuseum.art

Для музейного мира (а на самом деле, для мира вообще) Ирина Антонова — человек-легенда. Эта порой формальная, порой тривиальная слегка формулировка в случае с Ириной Антоновой оказывается самой емкой и точной. Встреч с ней боялись и ждали, как неизменно ждали и боялись ее мнения — всегда честного, всегда бескомпромиссного. В память о директоре и президенте Пушкинского музея мы попросили его сотрудников вспомнить о приходивших и воплощавшихся идеях, командировках и вечерах, проведенных в кабинете Ирины Александровны.

Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ

Моя первая встреча с Ириной Александровной… Это было давно, но я помню нашу встречу так, как будто она произошла вчера. Мне едва исполнилось 19, и я, воспитанница КЮИ (Клуба юных искусствоведов), мечтала работать в Музее. Первая попытка устроиться на должность технического сотрудника в библиотеке провалилась, моя кандидатура не подошла тогдашнему начальнику отдела кадров Николаю Ивановичу Прохорову, отставному полковнику, дочь которого была женой Александра Галича. Во время собеседования он прямо сказал, что хорошо одетая девушка, да еще и с маникюром, вряд ли будет заниматься мытьем полов. Это были последние месяцы пребывания на посту директора Александра Ивановича Замошкина.

Некоторое время спустя после неудачной попытки устроиться в Музей мне позвонил Игорь Наумович Голомшток, у которого в школьные годы я занималась в кружке. Тогда уже вышла в свет принесшая ему известность первая в нашей стране книжечка о творчестве Пикассо, написанная вместе с Юлием Даниэлем (до процесса Даниэль-Синявский оставалось четыре года!). От него я узнала, что девушке, которую ранее предпочли мне, мытье полов не пришлось по душе, она уволилась, и место снова оказалось свободно. Но, чтобы избежать повторного разговора в отделе кадров, было решено обратиться прямо к незадолго до того назначенной на должность директора Антоновой, которую характеризовали как человека своего, давно работающего в Музее.

756071638364246.jpg
С Марком Шагалом, 1973. пресс-служба

Вскоре Ирина Александровна приняла меня в своем кабинете. Войдя, я увидела ее сидящей за большим столом, за которым работал еще Иван Владимирович Цветаев (чего я тогда, естественно, не знала), на ней был джерсовый костюм серого цвета, который мне запомнился, поскольку я была одета в платье того же цвета и тоже джерсовое. Насколько я помню, разговор был очень доброжелательный, но непродолжительный — я сказала, что собираюсь поступать в университет и очень бы хотела работать в музее. В заключение, пообещав все узнать, Антонова взяла у меня номер домашнего телефона. Буквально через два-три дня она позвонила, сказав: «Деточка, все в порядке, можете выходить на работу». Так началась моя музейная жизнь.

Еще в студенческие годы Ирина Александровна увлеклась искусством Италии, ее дипломная работа была посвящена творчеству Веронезе. Затем уже в Музее в качестве научного сотрудника Отдела Запада (теперь — Отдел искусства старых мастеров) она продолжала этим заниматься и даже начала готовить кандидатскую диссертацию. После ее ухода на должность директора отдел долгое время оставался без специалиста по итальянской живописи, и лишь по прошествии шести лет эта должность была предложена мне, хотя до защиты диплома оставалось еще больше года. Думаю, слово Ирины Александровны было здесь решающим. Она произнесла тогда фразу, которая врезалась мне в память: «Помните, что Музей всегда славился своими итальянистами!» Это было напутствие.

В те первые годы моей самостоятельной жизни в Музее директор постоянно держала меня, начинающего и еще не оперившегося сотрудника, в поле своего внимания, помогая обрести профессиональную зрелость. Сразу после окончания Университета она включила меня в состав специализированной туристической группы, отъезжавшей в Италию, а ведь в те времена даже таким образом попасть за рубеж было непросто. Но этим дело не ограничилось — год спустя я снова дважды побывала в этой стране в командировках, сопровождая на выставку произведения из ГМИИ и Эрмитажа. Все это было похоже на чудо, но главное еще ожидало меня впереди — через несколько лет мне была предоставлена годовая стажировка в Италии. Однако в тот раз при оформлении документов возникла серьезная проблема — Министерство культуры СССР отказывалось поддержать мою кандидатуру и дать разрешение на выезд. Тогда Ирина Александровна отправилась на прием к заместителю министра Владимиру Ивановичу Попову, и в итоге вопрос был решен положительно. Все это сыграло решающую роль в становлении меня как специалиста, но не только.

756071621540768.jpg
1970-е. pushkinmuseum.art

С годами характер наших отношений менялся, возникла дистанция. Это были отношения руководителя и подчиненного, на котором также лежала ответственность за одно из важных направлений работы Музея. Не всегда наше видение той или иной проблемы совпадало. Это могло касаться вопросов комплектования, выставок, экспозиционной и научной работы. В такие моменты приходилось отстаивать свою точку зрения, добиваться результата. Находиться рядом со столь сильной личностью было непросто, но это давало бесценный жизненный опыт и формировало характер.

Тем не менее, в ответственные моменты жизни нередко именно в лице Антоновой я находила столь важную для себя поддержку. Так, лет 20 назад в период работы над новой музейной экспозицией лишь Ирина Александровна поддержала мою идею перенести итальянскую живопись эпохи Возрождения в зал № 7, где ранее показывали золото Шлимана. Жизнь показала, что это решение было верным. При всей авторитарности ее характера с Антоновой можно было вести диалог, она была открыта для дискуссий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Из-за бабы?! Самые яркие и кровопролитные побоища, спровоцированные женщинами Из-за бабы?! Самые яркие и кровопролитные побоища, спровоцированные женщинами

Иногда причиной военного конфликта становилась обычная женщина

Maxim
Страшные тайны королевских браков: измены, внебрачные дети и скандальный развод Страшные тайны королевских браков: измены, внебрачные дети и скандальный развод

Королевский брак может казаться сказкой, но за ним кроются ограничения

Cosmopolitan
Черным по белому Черным по белому

С чего начался бунт против собственной истории в США?

Огонёк
Ты моя зависимость: 5 звездных пар, которых связали любовь, алкоголь и наркотики Ты моя зависимость: 5 звездных пар, которых связали любовь, алкоголь и наркотики

Главный секрет этих отношений — нездоровые общие увлечения

Cosmopolitan
Дина Юдина Дина Юдина

Осенью 92-летняя экс-адвокат и блокадница стала победительницей шоу «Голос 60+»

Собака.ru
Виталий Мутко — Forbes: «К концу года банки выдадут льготной ипотеки на 1 трлн рублей» Виталий Мутко — Forbes: «К концу года банки выдадут льготной ипотеки на 1 трлн рублей»

Виталий Мутко об арендном жилье в России и о том, чем плохи апартаменты

Forbes
«‎На каждой странице я спрятал несколько разбросанных букв». Дэн Браун выпустил музыкальную книгу для детей, полную головоломок «‎На каждой странице я спрятал несколько разбросанных букв». Дэн Браун выпустил музыкальную книгу для детей, полную головоломок

Интервью с Дэном Брауном о новой книге «Звериная симфония»

СНОБ
Рождественские встречи Рождественские встречи

Мэрайя Кэри представила праздничное шоу «Волшебное Рождество» на Apple TV+

Grazia
Как NASA исследовало загадочный искусственный объект на орбите Земли: гость их прошлого Как NASA исследовало загадочный искусственный объект на орбите Земли: гость их прошлого

Блок ракеты «Кентавр», или странный объект на орбите Земли

Популярная механика
Выдает желаемое! Выдает желаемое!

Яна Рудковская – человек безграничного оптимизма

Grazia
В нашей галактике найдены колоссальные пузыри рентгеновского излучения, ранее неизвестные науке В нашей галактике найдены колоссальные пузыри рентгеновского излучения, ранее неизвестные науке

Астрономы разглядели в ореоле Млечного Пути огромные пузыри излучения

Популярная механика
8 странных фактов о мистере Алистере Кроули 8 странных фактов о мистере Алистере Кроули

Темный маг и великий инфернальный оккультист мистер Кроули

Maxim
Людей обвинили в гибели 75 процентов видов нелетающих птиц Людей обвинили в гибели 75 процентов видов нелетающих птиц

Если бы не человек, на Земле жило бы более двухсот видов нелетающих птиц

N+1
7 признаков, что вы «задушили» партнера контролем 7 признаков, что вы «задушили» партнера контролем

Излишний контроль может вызвать ровно те проблемы, которых вы боитесь

Psychologies
Сказка – ложь? Сказка – ложь?

Психолог рассказывает, как говорить с детьми о волшебстве и Деде Морозе

Лиза
Что можно мыть в посудомоечной машине: ответы на популярные вопросы Что можно мыть в посудомоечной машине: ответы на популярные вопросы

Какую посуду можно мыть в посудомоечной машине, а что лучше оставить в раковине

CHIP
Если вас бросили перед праздниками: 6 шагов, чтобы поддержать себя Если вас бросили перед праздниками: 6 шагов, чтобы поддержать себя

Что делать, если накануне праздников любимый сообщил о расставании?

Psychologies
Почему мы «заедаем» проблемы и как это прекратить? Почему мы «заедаем» проблемы и как это прекратить?

Еда — не лучший способ справляться с усталостью, болью, стрессом

Psychologies
Светлое будущее Светлое будущее

Под иностранным именем Тесс Йопп скрывается наша бойкая соотечественница

Vogue
«Кто-то ставит Шекспира, кто-то ставит Чехова, а я ставлю Малевича» «Кто-то ставит Шекспира, кто-то ставит Чехова, а я ставлю Малевича»

Драган Живадинов о театре в невесомости и искусстве информанса

Weekend
#тело #тело

Средства, которые и успокоят, и взбодрят, и защитят от вирусов

Glamour
Как детям токсичных родителей избавиться от чувства вины Как детям токсичных родителей избавиться от чувства вины

Как быть, если при сепарации от токсичных родителей мы чувствуем вину?

Psychologies
Кошкин дом Кошкин дом

Проверь, правильно ли ты ухаживаешь за своим питомцем

Лиза
Недавно в разводе: 4 причины, по которым мы привлекаем не тех мужчин Недавно в разводе: 4 причины, по которым мы привлекаем не тех мужчин

Пережив непростое расставание, мы порой не способны трезво смотреть на партнера

Psychologies
Поколение Z на работе Поколение Z на работе

Как понять поколение Z и найти с ним общий язык

kiozk originals
Живая соль Живая соль

Чем богаты розовые озера Крыма

Огонёк
Какие фильмы смотрели в России 30 лет назад Какие фильмы смотрели в России 30 лет назад

Какие отечественные фильмы смотрели россияне в 1990-м и 1991-м

GQ
Доигрались! Доигрались!

Чему и как учит Mobalytics?

Playboy
Алексей Герман и Елена Окопная Алексей Герман и Елена Окопная

Как Ленинградский рок-клуб диктовал моду и почему барахолки — великий источник

Собака.ru
Открыть в приложении