Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске
В 1779 году по указу Екатерины II село Морша Тамбовской губернии стало именоваться городом Моршанском. Спустя 100 лет городская дума постановила отметить этот юбилей сооружением памятника императрице. Документы, сохранившиеся в Российском государственном историческом архиве, свидетельствуют, что первоначальный проект монумента, датированный 4 июля 1878 года, был составлен моршанским архитектором Е. Е. Лором. Посланный в столицу, он рассматривался в Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел, который «признал нужным проект этот, по неудовлетворительности его в художественном отношении, пересоставить». После того как необходимые изменения были внесены, 12 марта 1879 года проект был одобрен. Министр внутренних дел доложил об этом императору Александру II, который дал своё согласие на постановку моршанского памятника1.
В послереволюционные годы скульптурное изображение императрицы, как и многие памятники царствовавшим особам, было обречено на переплавку. От этой участи его спас Пётр Петрович Иванов, основатель Моршанского историко-художественного музея. Он же первым высказал мысль, что автором бюста был Самуил Иванович Гальберг (1787—1839). С тех пор это имя повторяется при упоминании памятника в абсолютном большинстве печатных изданий и публикаций в интернете. Однако достаточно сопоставить годы жизни Гальберга и время сооружения моршанского монумента, а также хотя бы в общих чертах познакомиться с творчеством профессора Императорской Академии художеств, выдающегося портретиста классицистического направления, чтобы понять ошибочность общепринятого утверждения.
В историю русской скульптуры Самуил Иванович Гальберг вошёл как автор целой галереи портретов выдающихся личностей пушкинской поры. Подчёркнутая строгость формы (античной гермы) сочеталась в его работах с умением отобразить внутреннюю значительность образов А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. Н. Оленина, И. Каподистрии и их современников. В 1831 году скульптор получил заказ на исполнение монументальной статуи императрицы Екатерины II для конференц-зала Академии художеств (в 1864 году её перевёл в мрамор скульптор В. П. Бродзкий). В собрании Русского музея сохранилась небольшая гипсовая модель сидящей фигуры Екатерины II, напоминающей древнеримскую императрицу со свитком в руке. Бронзовые отливы этой работы, представленные в Эрмитаже и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, достаточно наглядно передают стилистическую манеру С. И. Гальберга, последовательного приверженца принципов классицизма.