Как поссорились амхарцы и тиграи
2 ноября, после двух лет войны, федеральное правительство Эфиопии и Народный фронт освобождения Тыграй заключили соглашение о долгосрочном прекращении огня, а 12 ноября подписали «дорожную карту» по его исполнению
Для многих это стало неожиданностью: еще в октябре федеральные войска предприняли мощное наступление на мятежную провинцию Эфиопии и генсек ООН Антониу Гутерриш в очередной раз призвал братские народы прекратить боевые действия. Каковы причины конфликта и есть ли предпосылки к тому, что мир будет долгим?
История гражданской войны
Тучи на северо-востоке страны начали сгущаться во второй половине 2020 года. А осенью приготовления к войне заметили даже в Евросоюзе. 2 ноября глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что события в Эфиопии вызывают серьезную озабоченность, и потребовал от сторон снизить напряженность. А Дебрецион Гебремикаэль, на тот момент председатель Народного фронта освобождения Тыграй (НФОТ) и президент провинции Тыграй, сообщил журналистам, что Национальные силы обороны Эфиопии готовят нападение на регион.
Противоречия между правившим в Тыграе НФОТ и федеральным правительством нарастали давно. Лидеры НФОТ отказались вступить в новую политическую партию, организованную премьер-министром Абием Ахмедом Али вместо прежнего правящего коалиционного блока. Когда в 2018 году, через три месяца после прихода Абия к власти, на него было совершено покушение, руководство Тыграя отказалось выдать федералам виновника — Гетачеу Асеффу, бывшего главу Национальной службы разведки и безопасности Эфиопии, подозреваемого в причастности к преступлению.
Отношения особенно накалились в сентябре 2020 года, когда эфиопское правительство, ссылаясь на пандемию коронавируса, отменило федеральные и региональные выборы, а тиграйское руководство, несмотря на прямой запрет премьера Абия, свои региональные выборы все же провело. Центральная власть результаты выборов не признала, и глава правительства двинул на Тыграй войска из провинций Оромия и Сомали.
Это сражение за контроль над экономикой Эфиопии, ее природными ресурсами, за те миллиарды долларов, которые страна ежегодно получает от международных доноров и кредиторов. Доступ к этим богатствам имеет тот, кто возглавляет федеральное правительство
Впрочем, тиграи нанесли упреждающий удар. 3 ноября вооруженное крыло НФОТ предприняло дерзкую вылазку против северного командования Национальных сил обороны Эфиопии в административном центре провинции Тыграй — городе Мэкэле, захватив тяжелое вооружение.
В ответ премьер Абий Ахмед, лауреат Нобелевской премии мира за урегулирование конфликта с Эритреей, отдал приказ о наступлении на Тыграй для восстановления там власти центрального правительства. Он обещал быструю и бескровную победу, но блицкрига не получилось. Как пишет Джейсон Берк в статье «Взлет и падение НФОТ: от повстанцев к правителям и обратно» (The Guardian), правительственным войскам потребовалось три недели, чтобы приблизиться к Мэкэле на расстояние пушечного выстрела, и лишь 28 ноября они начали штурм тиграйской столицы. Врачи местной больницы засвидетельствовали артобстрел, сообщив, что огонь велся не только по позициям НФОТ, но и по мирным кварталам. В тот же день Мэкэле был взят. Силы НФОТ отступили из города, объявив о начале партизанской войны.
Несколько месяцев бойцы НФОТ совершали небольшие вылазки, собираясь с силами, и уже 28 июня 2021 года не только выбили правительственные войска из Мэкэле, но и захватили приграничные эфиопские деревни. А в ноябре 2021 года НФОТ совместно с Фронтом освобождения Оромо предпринял наступление на столицу Эфиопии — Аддис-Абебу. Несколько недель спустя правительственные войска остановили наступавших меньше чем в 150 километрах от столицы, а затем отбросили их обратно в Тыграй, в их горные лагеря. Как сообщает The New York Times, не последнюю роль в этом успехе сыграли боевые дроны, закупленные Эфиопией у Саудовской Аравии, Турции и Ирана.