«Сходство удивительное…»
6 июня 2019 года в одном из парадных залов Михайловского замка открылась выставка «Косторез Яков Серяков», посвящённая 200-летию со дня рождения талантливого мастера-самоучки, создавшего целую галерею миниатюрных портретов своих современников. Его медальоны, бюсты, статуэтки, с удивительным искусством вырезанные из слоновой, мамонтовой или моржовой кости, запечатлели на редкость широкий срез петербургского общества 1840—1860-х годов. Изображения императоров Николая I, Александра II, великих князей соседствуют в этой галерее с портретами чиновников и военных, артистов и литераторов, но преобладают представители купечества — среды, особенно близкой художнику.
Яков Памфилович Серяков родился 21 марта (2 апреля) 1818 года в Костромской губернии, в деревне Холопово Солигаличского уезда в крепостной семье помещика Маковеева. После того как отец был отпущен «на оброк», семья переехала в Петербург. Торговля железным товаром позволила скопить деньги и в 1826 году выкупиться из крепостной зависимости. Со временем Серяковы смогли перейти в мещанское сословие.
К двадцати годам у юноши, вопреки воле отца, появилось занятие, ставшее делом жизни. Он начал вырезать из кости портреты, восхищавшие окружающих своей похожестью. Число заказчиков неуклонно увеличивалось, появился и высокий покровитель, начальник III отделения его императорского величества канцелярии граф А. Х. Бенкендорф, который 7 ноября 1839 года обратился к президенту Императорской Академии художеств А. Н. Оленину со следующим письмом: «Милостивый Государь Алексей Николаевич! С.-Петербургский мещанин Яков Серяков, занимающийся резным мастерством, достиг в оном самоучкою до такой степени совершенства, что заслуживает, дабы на развитие способностей его было обращено особенное внимание. Желая доставить Серякову, согласно и его собственному пламенному желанию, средства ещё более усовершенствовать себя в означенном искусстве, приемлю честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство, не изволите ли удостоить его Вашим покровительством и дозволить ему являться в Академию художеств, где бы он мог по нескольку часов в сутки заниматься резным и скульптурным искусством под руководством опытных художников».
К сожалению, надежды не оправдались — в Академию художеств поступить не удалось, однако определённым признанием художественного дарования Серякова можно считать тот факт, что три его работы — бюст в мраморе и две статуэтки «из цельных кусков слоновой кости» — в 1842 году экспонировались в Академии художеств на выставке. Вскоре в газете «Северная пчела» появилась весьма любопытная заметка Ф. В. Булгарина: «На днях мы сделали чудное открытие, право, важнее открытия какого-нибудь необитаемого острова среди льдов Южного океана. Вы, конечно, не ходите прогуливаться на Щукин и Апраксин Дворы, а мы так заходим туда, чтобы послушать Русского коренного языка, взглянуть на Русские нравы в натуре и научиться много кое-чему, о чём не пишут в книгах. И вот, на Апраксином Дворе, в лавке с старым железом, под № 351, мы нашли… что бы вы думали… Русского скульптора, и притом отличного! Он прозывается Яковом Памфиловичем Серяковым». Далее приводились сведения о рождении и появлении будущего художника в Петербурге, участии в торговле отца и самостоятельных опытах в механике и слесарном деле и, наконец, о первых портретах, вырезанных из кости. Отметил Булгарин и то, что «Серяков при своём необыкновенном таланте скромен, добродушен, не корыстолюбив и пламенно любит русскую литературу и художества. Ему теперь только двадцать шесть