Портрет в натуре
Vous me demandez mon portrait,
Mais peint d’après nature;
Mon cher, il sera bientôt fait,
Quoique en miniature.
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре. А. С. Пушкин. Мой портрет
Гибель русского языка… О ней говорили в те времена, когда я только поступила на филологический факультет в родном Иванове. «Русский язык в коме и вот-вот погибнет» — били в набат, когда я начала преподавать. И сейчас исследователи и образованные люди стараются «достучаться» до молодого поколения, «открыть глаза» обществу, доказать, что русский язык разрушается на глазах и необходимо срочно принимать меры по его спасению.
Но… как сказал когда-то Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».
Наш «живой труп» входит в пятёрку мировых лингвистических гигантов. На нём говорят сотни миллионов людей. Он развивается жадно, ярко, приобретая всё новые черты. Он живой, растёт и обновляется, отшелушивая ненужное и отращивая необходимое, как любой эволюционирующий организм. Так почему же образованный человек испытывает такое негодование и возмущение, когда слышит современную речь, когда открывает газеты и журналы, читает сетевые ресурсы, смотрит телевизионные передачи?
Размышляя об этом, я смогла, мне кажется, найти ответ для себя. И готова им поделиться с читателями «Науки и жизни». Но прежде хотелось бы пояснить, как я воспринимаю язык вообще.
Порой для лучшего понимания идею важно визуализировать, выразить через образ. Для меня таким образом, который помогает «увидеть» язык, стали зеркальные подсолнухи, описанные Киром Булычёвым в одной из историй об Алисе Селезнёвой. Писатель придумал растения, которые в процессе роста записывали на тонких плёночках всё, чему были свидетелями. Когда «подсолнух» срывали и он увядал, плёночки разрушались и начинали показывать прошедшее в режиме обратной съёмки.
Любой живой язык очень похож на зеркальные подсолнухи Булычёва. Мы, говорящие на нём, видим только верхний слой, современный, ровное зеркало. Когда исследователь-лингвист берётся анализировать языковой материал, снимать плёночку за плёночкой, он видит отражённую в языке историю нации со всеми влияниями и заимствованиями.
Язык любого народа — живой, растущий, запечатлевающий всё, что происходит в обществе, которое он, уж извините за такой глагол, «обслуживает». В этом секрет его живучести и переменчивости. Язык «растёт» в условиях, созданных на данный момент обществом, и отражает существующую реальность. Поэтому, прежде чем кричать о гибели языка, как говорил медведь в басне Крылова «Зеркало и обезьяна», «не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Но, как мы помним, «Мишенькин совет лишь попусту пропал». Неприятно признавать: то, что отражается сейчас в русском языке, — это наши собственные физиономии. Общество — та среда, в которой растёт и развивается язык.
Если я попрошу вас представить подберёзовик, кто-то увидит мысленным взором светлый крепенький гриб с сочной толстой ножкой в тёмных крапинах под коричневой шляпкой, а кто-то — тощий, уходящий корнем глубоко в мох болотный черноголовик, бледный и водянистый. Каждый из подберёзовиков не лучше и не хуже другого, ни один из них не здоровее. Просто условия, в которых они растут, настолько различны, что свою функцию — быть грибом! — они выполняют одинаково успешно, по-разному подстраиваясь к окружающей среде.
В саамских языках Швеции, Норвегии и Финляндии, если верить исследователю этнических языков Уле Хенрику Магга, более 180 слов для обозначения снега и льда, около тысячи слов для обозначения оленей. А у берберов (как у жителей пустыни) огромное количество слов, связанных с песком. Русский лингвист Александр Грюнберг, описывая язык афганских кафиров, отметил, что у них существуют отдельные слова для обозначения ходьбы в горах: идти вверх, идти по склону, идти вниз по тропе и так далее. Это яркие примеры того, как языковая система развивается в соответствии с условиями и потребностями общества. Язык стремится максимально эффективно выполнять свои задачи — он позволяет носителям общаться, обмениваться сведениями о том, что происходит во внутреннем и внешнем мире, передавать эмоции, оценивать, познавать, побуждать и получать удовольствие от общения. Он изменяется так, чтобы наше общение было удобным и эффективным.
Зеркальный цветок вырастает таким, какого мы достойны, какой заслужили, ведя тот образ жизни, который ведём; вырастает таким, какой соответствует нашему уровню культуры и духовности. И тщательно записывает всё на зеркальные плёночки.