Окислительная вечеринка
Примерно два с половиной миллиарда лет назад на Земле произошло одно примечательное событие — в её атмосфере стал появляться кислород. В статьях на русском языке это событие получило трагическое название «кислородная катастрофа», хотя в англоязычной литературе на него смотрят намного более оптимистично и именуют великим кислородным событием (Great Oxidation Event). Если учесть, что кислородом сейчас дышит почти всё живое на планете, то называть первопричину этого «катастрофой» всё-таки немного странно. Но оставим фаталистическую терминологию на совести симпатизирующих древним анаэробам учёных и перейдём к сути явления, а точнее, к его химической сути.
Считается, что на заре своего существования Земля обладала так называемой восстановительной атмосферой. Что это значит? Если бы мы переместились на четыре миллиарда лет назад и попробовали зажечь спичку, то у нас ничего бы не получилось: кислорода — окислителя, который мог бы поддержать горение, на планете тогда не было, а вещества вроде азота, метана, аммиака или углекислого газа на эту роль совсем не годятся. Поэтому и атмосфера, содержащая такой газовый коктейль, называется восстановительной, в противовес её современной версии с кислородом — окислительной. Логично, что между этими двумя состояниями атмосферы должен был быть какой-то переход.
Традиционно его связывают с появлением фотосинтезирующей активности у цианобактерий. Заниматься фотосинтезом, не обременяя себя при этом производством кислорода, умели ещё их предки, но только у цианобактерий проснулась «социальная ответственность» и они принялись насыщать атмосферу кислородом. На бумаге всё выглядит просто: не было цианобактерий — не было кислорода, появились цианобактерии — появился и кислород. Однако если пойти и покопаться в древних горных породах эпохи великого кислородного события, так просто уже не будет.