Сергей Долмов: Как бороться с пьяными водителями
Пьяные водители стали самым настоящим бичом российских автодорог. А все потому, что значительная часть россиян не считает езду в нетрезвом виде чем-то недопустимым. Поэтому их надо воспитывать — как словом, так и законодательным кнутом
Без табу
Водители, севшие за руль своего железного коня в нетрезвом виде, регулярно становятся антигероями новостных сообщений об авариях и погибших людях. В целом, по данным ГИБДД, с января по сентябрь 2021 года в России произошло 10,8 тыс. ДТП с участием пьяных водителей, в которых погибли 2,3 тыс. человек и 14,5 тыс. получили ранения. Для сравнения: за первые девять месяцев 2020-го аналогичных аварий зафиксировали 10,2 тыс. В них погибли 2,6 тыс. человек, еще 13,7 тыс. получили ранения.
Огромные, жуткие цифры — но еще чаще звучит другая цифра: 39%. Именно такова (согласно опросам) доля российских водителей, которые хоть раз в жизни садились за руль пьяными. Если брать Москву, то тут доля 36%. Отсюда и столько жертв.
Конечно, можно приводить статистику из других стран и сравнивать тяжесть ситуации с пьянством за рулем в России. Однако гораздо более эффектным будет простое сравнение. Россиянину сложно представить, чтобы серьезный человек, чуть выпивший и трезвый, решил не садиться за руль. Однако я лично был свидетелем такой ситуации. Несколько лет назад я гостил в Юрмале, в гостях у своего товарища Виталика. Человека в том городе весьма авторитетного. И когда после посиделок в кафе нужно было ехать в клуб, Виталик — абсолютно не пьяный, просто чуток выпимши — за руль не сел. В городе, напомним, где у него не было никаких проблем. Просто потому, что Виталику и в голову не пришло, что можно сесть за руль пьяным.
В России, к сожалению, это приходит в голову многим. И причина — в отсутствии поведенческого табу. Так, например, очевидно абсолютное большинство людей считают категорически неприемлемым убивать другого человека. Или же торговать героином. Не только из-за шанса получить срок, но и потому, что оба этих преступления табуированы в подсознании, закреплены воспитательными или социальными надстройками. Они не поощряются и даже не игнорируются обществом. Совершает их абсолютное меньшинство россиян. Аналогичные табу существуют и для менее тяжких правонарушений — например, в России, мягко говоря, не принято на улице избивать детей, женщин, пожилых.
К сожалению, подобного табу нет ни на какие правонарушения, связанные с вождением автомобиля. Непристегнутые ремни безопасности, нанесение макияжа прямо в процессе вождения, залипание в телефоне во время езды, значительное превышение скорости с аргументом «а че, дорога ж пустая, да и камер нет». Ну и, конечно же, езда пьяным.