В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техникаПутешествия

Северный полюс – 2024. Новые рекорды

Беспалова Наталья

Фото полета Федора Конюхова и Игоря Потапкина. Источник: konyukhov.ru

В июле 2024 года наши соотечественники Федор Конюхов и Игорь Потапкин совершили путешествие к Северному полюсу, которое стало уникальным сразу по нескольким параметрам. До сих пор никто в мире не делал ничего подобного.

Федор Конюхов и Игорь Потапкин. Источник: konyukhov.ru

Федор Филиппович Конюхов в представлении не нуждается. Второй участник экспедиции, Игорь Потапкин, – личность тоже легендарная, но в сравнительно узких кругах. Мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион мира, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России и, в числе прочего, руководитель подмосковного аэроклуба «Турово», где летают на парапланах, дельтапланах, паралетах, мотопарапланах, мотодельтапланах... Словом, на аппаратах, которые дают возможность сполна насладиться чувством полета, а не просто быстро переместиться из пункта А в пункт В. А еще там проводят летные фестивали, которые в узком кругу пилотов называют «тестивалями», ведь на них не только соревнуются в искусстве пилотирования, но и тестируют новые конструкции и материалы. И генерируют безумные идеи.

Фото с «Тестиваля» в Турово, 2019 год. Источник: ВК

«Тестивали» в Турово собирают участников из самых отдаленных уголков огромной страны. Люди общаются, обмениваются опытом, и, конечно же, приглашают коллег к себе в гости. Слово за слово, и появилась идея грандиозного перелета на паралетах через всю Россию с запада на восток – из Санкт-Петербурга во Владивосток. Чтобы по дороге встретить всех друзей. В 2020 году ее осуществили. Дистанция в 9700 км пролегла через 23 региона РФ. В рамках проекта был установлен мировой рекорд по дальности полета на паралете.

А вскоре родилась новая идея – пересечь теперь страну не с запада на восток, а севера на юг, от Белого моря к Черному. Именно на этом этапе к процессу подключился Федор Филиппович Конюхов.

Маршрут перелета на мотопараплане

В ходе новой экспедиции, стартовавшей 5 июня 2022 года, было установлено два абсолютных мировых рекорда по дальности беспосадочного перелета на паралете. Федор Конюхов и Игорь Потапкин преодолели дистанцию в 1039,7 км, находясь в воздухе 13 часов 17 минут, побив свой собственный совсем свежий рекорд – 631,2 км за 7 часов 52 минуты. Предыдущий рекорд, установленный в 2018 году польским пилотом Кшиштофом Ромицки, составлял 427 км.

Фото перелета от Белого к Черному морю. Источник: Миасский рабочий

Пока готовились к перелету от Белого моря к Черному, созрел еще один грандиозный замысел – беспосадочный перелет от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса. Первая попытка была сделана в августе того же года. Для полета выбрали сверхлегкий паралет «Скат-3», специально доработанный для такого путешествия. Его разработчиком и производителем является российская компания ПарААвис.

Паралет «Скат-3»

Технические характеристики следующие:

  • вес конструкции – тележка, мотор и крыло – 150 кг;
  • двигатель – четырехтактный, 50-сильный;
  • запас топлива (бензин) – 150 л;
  • площадь крыла – 42 м2;

Паралет оснащен топливными баками увеличенного объема, современным навигационным оборудованием и средствами связи. Используемое топливо – бензин АИ 95.

Из Мурманска на остров Рудольфа (ближайшую к полюсу сушу) парапланеристов доставил атомный ледокол «50 лет Победы». Затем, находясь на его борту, следовало выбрать площадку, подходящую для старта (взлет предполагался с пакового льда). Полет должен был проходить по 57 меридиану, чтобы в случае аварии идущий следом ледокол мог найти и подобрать пилотов, не испытывая слишком больших трудностей и не нарушая собственных планов. Ледокол вез пассажиров по тому же меридиану к полюсу в рамках туристического круиза, и расписание у него было довольно жесткое.

Атомный ледокол «50 лет Победы». Источник: Википедия

Такие арктические круизы уже стали делом привычным, но одно дело достичь Северного полюса в теплой каюте сверхсовременного ледокольного судна с атомным реактором, и совсем другое – долететь на паралете. Полет над Северным ледовитым океаном – совсем не то, что над сушей в умеренных широтах. Придется столкнуться с такими трудностями, как обледенение аппарата, иной режим работы двигателя в холодном и разреженном полярном воздухе, затрудненное ориентирование на местности. Кроме того, при беспосадочном перелете над нестабильными ледовыми полями как никогда актуальной становится проблема предельного веса, а следовательно, количества топлива, которое можно с собой взять.

Паралет с обтекателем. Источник: konyukhov.ru

Попытка лета 2022 года оказалась неудачной. Подвела вроде бы мелочь, что лишний раз подтвердило известную истину: в Арктике мелочей не бывает. Взлетная площадка, которую удалось найти, была далека от идеала, ее покрывали обширные лужи талой воды, и пилот Игорь Потапкин принял решение не одевать при взлете солнцезащитные очки, чтобы не ухудшать видимость и лучше выбрать направление при разгоне. Взлетели нормально, но затем пришлось лететь навстречу солнцу, которое в летнее время к вечеру уходит на север и в полночь висит прямо над полюсом. Ощущения при этом были фантастические, но потом солнце начало невыносимо слепить глаза, и стало ясно, что очки были бы отнюдь не лишними. И вот при попытке их надеть прямо в полете встречным ветром сорвало шлем. Отлетев назад, он повредил винт паралета. Пришлось спустя 3 часа и 172 км пути делать вынужденную посадку. Из хорошего: сесть удалось прямо по курсу точно на 57 меридиане, и посадка была мягкая. Спустя 7 часов путешественников подобрал сопровождающий ледокол.

Неудача не только не заставила опустить руки, а еще больше разожгла азарт. Игорь Потапкин утверждает, что эта первая попытка дала даже больше интересного опыта, чем мог бы дать благополучный перелет до самого полюса. К тому же в тот год путешественников ждала впереди очень нехорошая облачность. Как знать, может вынужденная посадка была и к лучшему.

В 2024 году попытку решили повторить, учтя все прежние ошибки. Параплан снова доработали. Опыт первого полета показал, что машина нуждается в обтекателе. Иначе экипаж, и особенно сидящий впереди второй пилот, принимая на себя весь удар встречного ветра, очень быстро теряют тепло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Озон под угрозой из космоса Озон под угрозой из космоса

Природные факторы, ослабляющие озоновый слой Земли

Санкт-Петербургский университет
В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина

Сырный тур по России: Едимоново – Коприно – Углич

Здоровье
Единственный протокол стимуляции тета-вспышками уменьшил симптомы шизофрении Единственный протокол стимуляции тета-вспышками уменьшил симптомы шизофрении

Стимуляция тета-вспышками снижает симптоматику у пациентов с шизофренией

N+1
Алексеевцы Алексеевцы

Русская революция пришла в образе бунта тыловых гарнизонов

Дилетант
Отпуск на водах Отпуск на водах

Какова цена оздоровительного путешествия

Деньги
«Белая дача». Чехов в Ялте «Белая дача». Чехов в Ялте

Почему Чехов решил построить себе дачу на юге?

Караван историй
История Михаила Пичугина и других людей, которым удалось выжить в открытом море История Михаила Пичугина и других людей, которым удалось выжить в открытом море

Истории выживания на большой воде

СНОБ
Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой

Для чего строили небольшое окно, расположенное между кухней и ванной?

ТехИнсайдер
Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются

Почему люди полагают, будто у них уже есть вся информация для принятия решения

ТехИнсайдер
«БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной» «БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной»

Оправдает ли БРИКС надежды глобального Юга?

Монокль
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Моторный допинг: как велоспортсмены незаконно «прокачивают» свой байк Моторный допинг: как велоспортсмены незаконно «прокачивают» свой байк

Допинг в велоспорте: не только для спортсменов, но и для их байков

ТехИнсайдер
Почему россияне так стремительно выгорают: новое исследование Почему россияне так стремительно выгорают: новое исследование

Профессиональное выгорание становится похожим на эпидемию

Psychologies
«Мне важно участвовать в чем-то нужном людям» «Мне важно участвовать в чем-то нужном людям»

Зачем герои Марка Эйдельштейна платят стриптизершам

Правила жизни
(Не)уязвимый лес (Не)уязвимый лес

Что грозит лесным массивам России

Санкт-Петербургский университет
Как выбрать спорт, который вам точно подойдет: советы врача Как выбрать спорт, который вам точно подойдет: советы врача

На что важно обращать внимание при выборе спортивной активности

Psychologies
«ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов» «ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов»

Алексей Захаров о том, как идет модернизация оборонно-промышленного комплекса

Деньги
Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем? Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем?

Как пить так, чтобы не развилась алкогольная зависимость?

Psychologies
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда

Мастерицы кузнечного дела — о рабочей рутине и стереотипах

Forbes
Новый Skoda Elroq нацелен на массового потребителя Новый Skoda Elroq нацелен на массового потребителя

Skoda выпустила бюджетный электро-кроссовер Elroq

4x4 Club
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
Дом для университета Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университет
Братья и сестры: обида длиною в жизнь Братья и сестры: обида длиною в жизнь

Как наладить отношения с братом или сестрой

Лиза
Всё под рукой Всё под рукой

Как правильно расставить бытовую технику на кухне

Лиза
Без денег, помощи и независимости: с какими проблемами сталкиваются женщины в селах Без денег, помощи и независимости: с какими проблемами сталкиваются женщины в селах

Как в современных селах живут обычные женщины?

Forbes
Зачем люди делают громкий выхлоп на машине Зачем люди делают громкий выхлоп на машине

Люди решили спросить спонсоров бессонницы и владельцев громкого выхлопа напрямую

Maxim
Не так страшен чертеж Не так страшен чертеж

Сергей Кузнецов о важности эмоций в архитектуре и неизбежности плотной застройки

Men Today
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Открыть в приложении