В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техникаПутешествия

Северный полюс – 2024. Новые рекорды

Беспалова Наталья

Фото полета Федора Конюхова и Игоря Потапкина. Источник: konyukhov.ru

В июле 2024 года наши соотечественники Федор Конюхов и Игорь Потапкин совершили путешествие к Северному полюсу, которое стало уникальным сразу по нескольким параметрам. До сих пор никто в мире не делал ничего подобного.

Федор Конюхов и Игорь Потапкин. Источник: konyukhov.ru

Федор Филиппович Конюхов в представлении не нуждается. Второй участник экспедиции, Игорь Потапкин, – личность тоже легендарная, но в сравнительно узких кругах. Мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион мира, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России и, в числе прочего, руководитель подмосковного аэроклуба «Турово», где летают на парапланах, дельтапланах, паралетах, мотопарапланах, мотодельтапланах... Словом, на аппаратах, которые дают возможность сполна насладиться чувством полета, а не просто быстро переместиться из пункта А в пункт В. А еще там проводят летные фестивали, которые в узком кругу пилотов называют «тестивалями», ведь на них не только соревнуются в искусстве пилотирования, но и тестируют новые конструкции и материалы. И генерируют безумные идеи.

Фото с «Тестиваля» в Турово, 2019 год. Источник: ВК

«Тестивали» в Турово собирают участников из самых отдаленных уголков огромной страны. Люди общаются, обмениваются опытом, и, конечно же, приглашают коллег к себе в гости. Слово за слово, и появилась идея грандиозного перелета на паралетах через всю Россию с запада на восток – из Санкт-Петербурга во Владивосток. Чтобы по дороге встретить всех друзей. В 2020 году ее осуществили. Дистанция в 9700 км пролегла через 23 региона РФ. В рамках проекта был установлен мировой рекорд по дальности полета на паралете.

А вскоре родилась новая идея – пересечь теперь страну не с запада на восток, а севера на юг, от Белого моря к Черному. Именно на этом этапе к процессу подключился Федор Филиппович Конюхов.

Маршрут перелета на мотопараплане

В ходе новой экспедиции, стартовавшей 5 июня 2022 года, было установлено два абсолютных мировых рекорда по дальности беспосадочного перелета на паралете. Федор Конюхов и Игорь Потапкин преодолели дистанцию в 1039,7 км, находясь в воздухе 13 часов 17 минут, побив свой собственный совсем свежий рекорд – 631,2 км за 7 часов 52 минуты. Предыдущий рекорд, установленный в 2018 году польским пилотом Кшиштофом Ромицки, составлял 427 км.

Фото перелета от Белого к Черному морю. Источник: Миасский рабочий

Пока готовились к перелету от Белого моря к Черному, созрел еще один грандиозный замысел – беспосадочный перелет от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса. Первая попытка была сделана в августе того же года. Для полета выбрали сверхлегкий паралет «Скат-3», специально доработанный для такого путешествия. Его разработчиком и производителем является российская компания ПарААвис.

Паралет «Скат-3»

Технические характеристики следующие:

  • вес конструкции – тележка, мотор и крыло – 150 кг;
  • двигатель – четырехтактный, 50-сильный;
  • запас топлива (бензин) – 150 л;
  • площадь крыла – 42 м2;

Паралет оснащен топливными баками увеличенного объема, современным навигационным оборудованием и средствами связи. Используемое топливо – бензин АИ 95.

Из Мурманска на остров Рудольфа (ближайшую к полюсу сушу) парапланеристов доставил атомный ледокол «50 лет Победы». Затем, находясь на его борту, следовало выбрать площадку, подходящую для старта (взлет предполагался с пакового льда). Полет должен был проходить по 57 меридиану, чтобы в случае аварии идущий следом ледокол мог найти и подобрать пилотов, не испытывая слишком больших трудностей и не нарушая собственных планов. Ледокол вез пассажиров по тому же меридиану к полюсу в рамках туристического круиза, и расписание у него было довольно жесткое.

Атомный ледокол «50 лет Победы». Источник: Википедия

Такие арктические круизы уже стали делом привычным, но одно дело достичь Северного полюса в теплой каюте сверхсовременного ледокольного судна с атомным реактором, и совсем другое – долететь на паралете. Полет над Северным ледовитым океаном – совсем не то, что над сушей в умеренных широтах. Придется столкнуться с такими трудностями, как обледенение аппарата, иной режим работы двигателя в холодном и разреженном полярном воздухе, затрудненное ориентирование на местности. Кроме того, при беспосадочном перелете над нестабильными ледовыми полями как никогда актуальной становится проблема предельного веса, а следовательно, количества топлива, которое можно с собой взять.

Паралет с обтекателем. Источник: konyukhov.ru

Попытка лета 2022 года оказалась неудачной. Подвела вроде бы мелочь, что лишний раз подтвердило известную истину: в Арктике мелочей не бывает. Взлетная площадка, которую удалось найти, была далека от идеала, ее покрывали обширные лужи талой воды, и пилот Игорь Потапкин принял решение не одевать при взлете солнцезащитные очки, чтобы не ухудшать видимость и лучше выбрать направление при разгоне. Взлетели нормально, но затем пришлось лететь навстречу солнцу, которое в летнее время к вечеру уходит на север и в полночь висит прямо над полюсом. Ощущения при этом были фантастические, но потом солнце начало невыносимо слепить глаза, и стало ясно, что очки были бы отнюдь не лишними. И вот при попытке их надеть прямо в полете встречным ветром сорвало шлем. Отлетев назад, он повредил винт паралета. Пришлось спустя 3 часа и 172 км пути делать вынужденную посадку. Из хорошего: сесть удалось прямо по курсу точно на 57 меридиане, и посадка была мягкая. Спустя 7 часов путешественников подобрал сопровождающий ледокол.

Неудача не только не заставила опустить руки, а еще больше разожгла азарт. Игорь Потапкин утверждает, что эта первая попытка дала даже больше интересного опыта, чем мог бы дать благополучный перелет до самого полюса. К тому же в тот год путешественников ждала впереди очень нехорошая облачность. Как знать, может вынужденная посадка была и к лучшему.

В 2024 году попытку решили повторить, учтя все прежние ошибки. Параплан снова доработали. Опыт первого полета показал, что машина нуждается в обтекателе. Иначе экипаж, и особенно сидящий впереди второй пилот, принимая на себя весь удар встречного ветра, очень быстро теряют тепло.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Инвесторы сделали ставку Инвесторы сделали ставку

Приток капитала идет, но не на все рынки акций

Деньги
Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне

Почему вокруг космоса существует столько мифов и конспирологических теорий?

СНОБ
Искусство соединять Искусство соединять

Пентхаус с нестандартной планировкой и смелыми сочетаниями фактур

SALON-Interior
Сила слова Сила слова

«Искусственный интеллект нужен человеку» – сообщил нам искусственный интеллект

Популярная механика
«Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже «Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже

Почему молодежь предпочитает колледжи университетам?

СНОБ
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
«Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес «Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес

Как женщины строили бизнес и карьеру в 2000-х, несмотря на гендерные стереотипы

Forbes
Чувство полета Чувство полета

Роскошный современный интерьер с арт-акцентами

SALON-Interior
Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Из чего состоят реставрационные процессы в Эрмитаже и кто за них в ответе

Forbes
Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность

Чем опасны «лотосовые роды» и почему их популярность растет?

Psychologies
5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа

Палеогенетики проанализировали геном представителя дарквети-мешоковской культуры

N+1
«Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом» «Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом»

Нейробиолог СПбГУ о том, почему вернулся в Россию после работы за границей

Санкт-Петербургский университет
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Словно белка в колесе Словно белка в колесе

Мы часто делаем много дел за раз. Хорошо ли это для психики?

Лиза
«История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна «История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна

Фильм Ким Джиуна оказал огромное влияние на корейский кинематограф

СНОБ
Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле? Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле?

Пневмоподвеска против классики: что лучше?

Maxim
«Америка и век джаза». Отрывок из книги композитора Эндрю Ганта «Америка и век джаза». Отрывок из книги композитора Эндрю Ганта

Как появился джаз в Америке?

СНОБ
Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости — отрывок из книги Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости — отрывок из книги

Отрывок из книги о мистическом опыте народов, живших в VII веке

СНОБ
Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед» Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед»

Как IT-компании учатся быть устойчивыми и почему финансовый сектор не «зеленеет»

РБК
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
Кладовая генов Кладовая генов

Развитие генетики в России во многом связано с работой биолога Юрия Филипченко

Санкт-Петербургский университет
Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON

Последний шедевр ICON — восстановленный Jeep Cherokee

4x4 Club
Засыпать карьеру Засыпать карьеру

Перипетии непредсказуемой актерской судьбы на примере известных фильмов

Правила жизни
Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья

Чем больше времени вы проводите в сети, тем хуже становится психическое здоровье

ТехИнсайдер
Почему буксует всегда одно колесо – и еще 3 необычных факта о дифференциале автомобиля Почему буксует всегда одно колесо – и еще 3 необычных факта о дифференциале автомобиля

Дифференциал: что это за устройство, зачем он нужен?

ТехИнсайдер
Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта

Как авиация влияет на экологию и климат?

ТехИнсайдер
12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная 12 способов, которыми ты портишь маникюр, сама об этом не зная

Почему лак на следующий же день после маникюра скалывается?

VOICE
Открыть в приложении