Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техникаHi-Tech

Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Иван Варгатый

ТЭП70 с пассажирским поездом на мосту через Большой Ингаир

Большой Ингаир здесь был всегда. Во всяком случае он сам так думал. Когда вокруг ходили мохнатые громадины – мамонты, он уже давно нес воды средь сосен и березок. Ручьи, впадающие в Ингаир, выглаживали углы устьев, ширили русло. И когда остяки научились бить дичь из луков и ставить чумы, Ингаир глядел на это своими темно-желтыми водами, иногда делясь водой с раскосыми новоселами. Потом пришли другие люди, великаны, они вели себя совсем не так, как остяки: те хоть и были дома, но жили скромно, а эти пришли завоевывать. Но Ингаир незачем было завоевывать: он хоть и старый, изломавший рельеф до глубокой-глубокой долины, но воды в нем немного, не разгуляешься.

А совсем недавно люди пригнали что-то неживое, поставили на берегах серые камни, своими ровными углами выбивавшиеся из тысячелетнего таежного пейзажа, сверху бросили мост, но совсем не такой, какие раньше ладили из бревен. По нему стало носиться нечто, выпуская облака темной пыли, а ручьи теперь приносили мертвый черный жир. К мосту это нечто скатывалось легко, но над рекой удваивало грохот и ползло все медленней и медленней, пока хвост не скрывался за деревьями.

ТЭП70, призрачная рука машиниста поворачивает штурвал на следующую позицию

Машинист, что сидел сейчас в кабине тепловоза на станции Тобольск, застал те времена. Тридцать лет назад здесь, как и по всей сети МПС, царили упертые ТЭ3. Потом со скрипом пошли 2ТЭ116, прозванные фантомасами, а сейчас прямо с завода начали приходить пассажирские ТЭП70. Округлые и розовые – ни дать ни взять поросята. Вроде и дизель тот же, и схема более-менее похожа, но какая новая техника, когда через пару лет на пенсию?

– Локомотивный зеленый, радиостанция включена, тормозная пять, во втором, справа без замечаний.

– Слева без замечаний, маршрутный зеленый, – отозвался сидевший слева инструктор вольной трактовкой регламента. Машинист «пихнул» кран в первое – за стенкой забубнил компрессор.

– Не могли дверь поставить… – снова поморщился пожилой локомотивщик.

– Да за вес тут, говорят, борьба шла, даже полы алюминиевые. У нас в Сенной старые ТЭПки, шестидесятые, там вообще кузов на клепках дюралевый. Машинист между тем дал первую позицию, отпустил вспомогательный тормоз, плавно натянул состав. Полная вахтовиков цепь вагонов нехотя поползла. Вторая позиция…

– Давай ему четыре килоампера, я ж говорил, тогда он поедет.

– Хех, «фантомасу» дал три, и он полетел, – машинист взмахнул рукой, словно рубанул шашкой, а другой рукой добавил сразу две позиции.

– Ну что ты хочешь, машина пассажирская, на 160, передаточное число… «Старт-Шоссе».

– Хех, какие ты слова знаешь. Был такой?

– Есть, у бати стоит.

Между тем скорость и правда бодро подошла к двадцати пяти. Путь начался. Теперь до Юности остановок не будет – поезд скорый фирменный, только Аремзянку взять да перед Ильтымом выскочить. Самая глубокая яма на всю дорогу… Состав покинул боковой путь, можно гнать. К сорока километрам в час разница с привычной секцией «фантомаса» стерлась, а дальше ТЭП и правда побежал бодрее.

Долина Большого Ингаира и крутой изгиб железной дороги на выходе из нее

Вот и 234-й, и подъем, и Аремзянка… Хорошо идем. Так прошел час. Впереди разъезд Слинкино, за ним «чертов мост» через Большой Ингаир, дальше змеиный изгиб с подъемом. Через десятилетие с гаком разъезд разберут, но пока на нем стоит встречный 116-й с грузовым, пропускает нас. Здорово ему потом поддавать, выползая из долины… Что ж, вот и мост, заворачиваем штурвал! Пока дизель-генератор грузился, внизу проплыли желтые болотные воды Ингаира. Вроде и речушка небольшая, а окопалась, как немец в Латвии! Небось, насмехается над тепловозом: «Ишь, удумал, покорить мои берега!».

Но морские волки и воздушные соколы знают: стихию нельзя покорить, она тебя перемелет и не заметит. К ней можно лишь приспособиться, перехитрить. Знают это и железнодорожные волки – машинисты. Вроде «покорение» выглядит несложно: завернул тринадцать позиций да сиди. Но нужно еще, чтоб машина вытянула, для этого у тебя есть обученный тобой помощник – он приглядит в пути за дизелем, да еще надейся на ремонт, что все сделали как надо. Но эта ТЭПка совсем новая, ремонта еще толком не видала, воет диким зверем и тянет под стать! Смотри-ка, к 287-му километру прём под 80, когда такое было? Нет, хороша машина, привалило счастье под старость.

Харьковские ТЭ10 и ТЭП10 «Стрела» – первые в СССР тепловозы с несущим кузовом. При переносе производства в Луганск несущий кузов сменился рамным

Локомотивостроение СССР и России прошло огромный путь. Электротяга и во всем мире, и конкретно в СССР появилась раньше тепловозной, однако электрификация основных направлений завершилась лишь в 1980-х годах, а где-то «свет не дали» до сих пор, к примеру, на линиях Кинель – Оренбург или Тюмень – Новый Уренгой, где разворачивается действие вступления. Поэтому наряду с электровозами и электропоездами от промышленности требовались тепловозы и дизель-поезда. В конце 1940-х, на руинах Отечественной, был создан первый в мире тепловоз с автоматическим регулированием электропередачи ТЭ2 с дизелем в 1000 л.с., в конце 1950-х – самый мощный в мире однодизельный 3000-сильный ТЭ10. Самым массовым был ТЭ3 с мощностью дизеля в 2000 л.с., на базе которого и проектировался ТЭ10. Параллельно для работы на подъездных путях заводов, элеваторов и других предприятий выпускались и скромные ТГМ и ТГК. Первая буква серии, как несложно догадаться, означает «тепловоз», вторая – тип передачи, третья, если она есть, – род службы. Если ее нет, – машина грузовая, на скорости до 100 км/ч, максимум тяги сохраняющая до 20–30 км/ч. М – тепловоз маневровый, ему суждено работать на станциях с малыми скоростями. П – пассажирский тепловоз на скорости 120–160 км/ч, благодаря малому передаточному числу редукторов сохраняющий полную тягу до 80–100 км/ч.

ТГ – тепловоз с гидропередачей, он устроен примерно как автомобиль с АКПП: крутящий момент от дизеля передается на колесные пáры через гидротрансформатор, редукторы и карданные валы. Но среди пассажирских и грузовых машин в России сейчас тепловозы с гидропередачей практически не встретить, ее удел – работать на маневровых. Для магистральной работы выпускаются ТЭ и ТЭП – тепловозы с электропередачей: напрямую от дизеля приводится генератор, питающий установленные у колесных пар двигатели. Такая передача дороже и тяжелее, а также кажется сложнее, но на деле она куда проще в ремонте: колесную пару с отказавшим двигателем выкатил, другую закатил и все, только кабели подключить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человеческий фактор Человеческий фактор

Как голландцы спасли свои каналы, а упавший самолет – целый район?

Вокруг света
Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь

Как справиться с кризисом подросткового возраста? Личная история

СНОБ
О чем рассказали древние речные русла? О чем рассказали древние речные русла?

Как выглядела наша планета 14–18 тыс. лет назад

Наука и техника
Вредные советы Вредные советы

Какие ошибки способны превратить романтический вечер в кошмар?

Лиза
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Подкормка для экспорта Подкормка для экспорта

Россия второй год подряд увеличивает объемы поставок удобрений на внешние рынки

Ведомости
Загадочный конверт Загадочный конверт

Александр Бекзадян вел себя все менее и менее осмотрительно...

Дилетант
Страна для путешествий Страна для путешествий

Внутренний турпоток в России в 2024 г. достиг исторического максимума

Ведомости
Выживут только блокчейны Выживут только блокчейны

Нужен ли искусству блокчейн? А если нужен, то зачем? Каковы его перспективы?

Популярная механика
4 признака того, что вы знаете своего партнера слишком хорошо 4 признака того, что вы знаете своего партнера слишком хорошо

Признаки того, что вы видите вместо своего партнера набор шаблонов

Psychologies
Гремучие змеи попили воды с тел сородичей Гремучие змеи попили воды с тел сородичей

Герпетологи изучили, как зеленые гремучники собирают дождевую воду

N+1
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике

Арктика может стать предметом не только споров, но и открытого столкновения

Forbes
После вчерашнего После вчерашнего

10 приемов, помогающих избежать похмелья

Лиза
Актеры на стиле Актеры на стиле

Восемь советских артистов, которые вдохновляли своими оригинальными образами

Лиза
Школа с именем Школа с именем

Зачем футболисты открывают академии своего имени?

Ведомости
Секс в положении Секс в положении

Как будущей маме получать удовольствие в постели и не навредить малышу

Лиза
Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора» Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора»

Почему голливудский фильм «Анора» стал сенсацией в мире кинематографа

Psychologies
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
Первое собеседование в жизни: правила успеха Первое собеседование в жизни: правила успеха

Как подготовиться к собеседованию, особенно к первому в жизни

Psychologies
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача

Можно ли привести себя в форму всего за шесть дней?

РБК
7 признаков психического здоровья 7 признаков психического здоровья

Как понять, что ваше психическое здоровье в норме?

Psychologies
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Умный швед Умный швед

Службу престолу и Отечеству Эрнест Левстрём нёс ответственно

Дилетант
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
Открыть в приложении