Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техникаОбщество

Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Константин Ришес

Сегодня эту историю уже можно рассказывать с конца. Минуло без малого 18 лет с того печального для многих тружеников советского, затем российского ВПК (Военно-промышленного комплекса) дня 13 ноября 2006 года, когда на технической базе под Брянском вершился процесс утилизации последнего боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – недавней грозы вероятного противника и гордости советской оборонки.

Его уничтожение, как и предшествующих 11 комплексов, проходило под бдительным непосредственным наблюдением контрольной инспекции США в соответствии с договором СНВ–1. «Антисозидательные работы» выполнялись, можно сказать, за счет «заказчика», то есть финансировались из бюджета США.

Как все начиналось

А начиналась история БЖРК лет 60 назад. В начале 60-х годов прошлого века, в разгар «холодной» войны и ракетно-ядерной эйфории по обе стороны океана, в Советском Союзе возникла идея о постановке боевых ракет на рельсы с целью придания им мобильности и скрытности. В 1966–1968 годах был разработан эскизный проект БЖРК. Однако в те времена по самым разным причинам работа не получила дальнейшего развития.

Реально действия в этом направлении начались лишь в 1977 году.

К работе по столь новаторской теме было привлечено множество научных, конструкторских и производственных организаций. Головным было назначено КБ «Южное», Днепропетровск. Возглавлял его в те времена главный конструктор Владимир Федорович Уткин. Разработчиком пускового модуля для будущей ракеты стало ленинградское КБ средств механизации (КБСМ), где работы возглавил родной (младший) брат Владимира Уткина – Алексей. Здесь уместно упомянуть, что эту славную семейную когорту ракетостроителей возглавлял самый старший брат – Николай Уткин, на момент описываемых событий – проректор по науке Ленинградского военно-механического института (ныне Балтийский технический университет «Военмех»), многие ученые и инженеры-выпускники которого активно включились в работы по созданию БЖРК. Все три брата Уткины были выпускниками «Военмеха» разных лет, а в 50-е годы Николай Федорович уже стал деканом факультета, на котором в те далекие годы учился автор настоящей статьи.

Зачем Союзу понадобился БЖРК

Причинами для создания БЖРК явились:

– быстрый прогресс в области космической разведки, вследствие чего все стационарные позиции советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в том числе и шахтные пусковые установки, несмотря на все меры маскировки, довольно быстро становились известными вероятному противнику. Аналогичная ситуация складывалась и с другими компонентами «ядерной триады СССР» – базами носителей ядерного оружия – атомных подводных лодок (АПЛ) и аэродромами стратегической авиации;

– появление на европейских базах НАТО новых американских ракет средней дальности «Першинг–2», обладающих на тот момент высочайшей точностью стрельбы: при дальности порядка 2000 км отклонение их боеголовок от цели не превышало несколько метров;

– разведданные о том, что США начали концептуальную проработку проекта размещения новой МБР «Пискипер» на железнодорожной платформе (на самом деле, когда в США только задумались над подобной идеей, а подумав, вначале и отказались от нее, в СССР уже активно шло рабочее проектирование БЖРК).

Выяснилось, что американские стратеги посчитали, что, учитывая относительно небольшую протяженность и разветвленность американских железных дорог, к тому же, как правило, принадлежащих частным компаниям, вряд ли удастся обеспечить требуемую скрытность ракетных поездов.

Однако позже ими было проведено математическое моделирование, показавшее, что при рассредоточении 25 ракетных поездов на 120 тыс. км железных дорог (при том, что общая протяженность американских дорог все же составляет порядка 270 тыс. км) вероятность поражения этих поездов не превысит 10% даже при атаке 150 советскими МБР типа SS-18 (по классификации НАТО, «Сатана»). В результате в США в 1988 году вернулись к идее БЖРК и даже довели дело до опытного образца. Но СССР к тому времени был уже далеко впереди: осенью 1987 года первый советский БЖРК был принят в опытную эксплуатацию, а уже в 1991 году на боевое патрулирование выходили 12 ракетных поездов, нареченных у себя на родине РТ-23УТТХ «Молодец» и SS-24 «Скальпель» – у НАТО.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Жито Жито

Удивительно, как можно попасть в жернова истории и построить целый хутор

Seasons of life
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Во время похода в Персию Александр Ма­кедонский тяжело заболел

Дилетант
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
Большая история маленького самолета. Часть 2 Большая история маленького самолета. Часть 2

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Легенда о старце Легенда о старце

Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

Дилетант
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо Три короны Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо

Что мы знаем о трех родоначальниках Возрождения: Данте, Петрарке, Боккаччо?

Знание – сила
Испытание огнем Испытание огнем

Современные газотурбинные двигатели в гражданской авиации — воплощение хай-тека

Популярная механика
Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР

Что такое ОКР, как проявляется диагноз и можно ли от него избавиться

Forbes
До IPO не дотерпели До IPO не дотерпели

Почему компании выбирают выход на рынок pre-IPO

Монокль
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе

Сможет ли бизнес пользоваться ИИ, не создавая серьезных проблем?

Монокль
Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни Средний возраст — не кризис, а перекресток, или Как превратить зрелость в лучшее время жизни

Средний возраст для многих — время кризисов, сомнений и размышлений об упущенном

Maxim
Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее

Основатели Simple — зачем нужно покупать вино, разлитое в год рождения детей

РБК
Дядя Коля выходит на контакт Дядя Коля выходит на контакт

Сева, скажи, ты же не видишь рядом с собой этого… как его… из НЛО?

СНОБ
Немного ностальгии Немного ностальгии

Квартира в каменном доме XIX в. находится в историческом центре Краснодара

Идеи Вашего Дома
Вдаль по-питерски Вдаль по-питерски

Закулисье “Ленинград Центра”

Men Today
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Вечность пахнет нефтью Вечность пахнет нефтью

«Лэндмен»: нефтедобытчики куют американскую мечту

Weekend
Тихая охота биотехнологов Тихая охота биотехнологов

Почему грибы становятся кандидатом в «эликсиры долголетия и молодости»

Монокль
Dongfeng Paladin: Рыцарь без страха и упрёка Dongfeng Paladin: Рыцарь без страха и упрёка

Dongfeng Paladin: аутентичный внедорожник

4x4 Club
Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев

Какие основные шаги надо проделать, чтобы получить ЭПСМ

ТехИнсайдер
Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения Как создать пространство для партнерства после рождения ребенка: 4 простых упражнения

Как избежать угасания эмоциональной связи после рождения ребенка?

Psychologies
Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути

Минувшим летом отношения Казахстана с Китаем преодолели знаковый рубеж

Обозрение армии и флота
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Защитники команды «Локомотив» Защитники команды «Локомотив»

Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техника
Открыть в приложении