Научный способ решения любых проблем
Статья, которая упрощает жизнь.
В философии вот уже несколько сотен лет яростно сражаются между собой два научных метода — холизм и редукционизм.
Холисты считают, что все в мире взаимосвязано и никогда нельзя рассматривать какой-либо предмет вне его связи с окружающей средой, в идеальном случае — со всей вселенной. И если у вас на пятке мозоль, то, обдумывая это факт, нужно ясно понимать себе структуру кожных покровов и нижних конечностей млекопитающих, кризис в обувной промышленности, полезность страдания в деле воспитания души и законы гравитации.
С точки зрения редукциониста, все в этом мире взаимосвязано, да и черт бы с ним, — давайте решать конкретный вопрос в конкретный момент времени, отсекая вообще все лишнее. У вас мозоль? Заклейте ее пластырем.
«Все сложное нужно сделать максимально простым — так легче решить любую задачу» — вот основной принцип редукционизма.
Между тем в жизни мы почти поголовно холисты. Мы все время пытаемся увидеть картину целиком, из всяких мелких фактов выстраивать системы и делать глобальные мировоззренческие выводы, глядя на выброшенный конфетный фантик. В общем, любим усложнять. В этом есть свой плюс: именно такое мышление делает нас разумными существами. Метод редукционизма применим не только в науке, с его помощью можно делать очень много замечательных вещей.
Учить иностранные языки
Методов преподавания языков множество. Но большинство из них базируются на так называемом grammar-translational method. Он предполагает, что человека сначала нужно обучить грамматике языка, всем этим падежам, артиклям и склонениям, попутно выучивая сотни и тысячи слов и всю грамматику, с ними связанную: кошка — существительное женского рода в единственном числе; ест — глагол настоящего времени в третьем лице; мышь — существительное третьего склонения…
Между тем на планете нет ни одного младенца, которого бы учили таким методом.
Ребенка учат говорить простейшие фразы для знакомых ему ситуаций: машинка би-би, пальчик бо-бо, дедушка хррр-хррр. И результаты получаются совсем неплохие. Принцип редукционизма заложен в audio-lingual method (аудиолингвистический метод) — куда более редкой, но пользующейся все большей популярностью схеме изучения языков. Не надо пытаться сразу понять строй языка, его сложную структуру и сотни правил, по которым он существует. Не учите язык — учите отдельные фразы. Просто заучивайте, повторяя вслед за преподавателем или аудиозаписью выражения, которые могут пригодиться. «Как сегодня с погодой?», «Где в вашем отеле прячут бесплатный вай-фай?», «Извините, но в подворотне меня ограбил енот». Выучив, допустим, всего двести таких фраз, вы уже будете более или менее знать язык.
А достичь этого можно за пару недель усердных занятий. Люди, которые пользуются этим методом, начинают непринужденно болтать на чужом наречии и читать несложные тексты на нем куда быстрее, чем мученики академической школы, которые не могут узнать у иностранца дорогу в ближайший туалет, но зато уже постигли все премудрости употребления имперфекта в сослагательном наклонении.
Строить отношения со своей девушкой
Гарри Салливан, автор «Интерперсональной теории психиатрии», в свое время назвал несколько основных причин семейных конфликтов, из которых на первое место поставил «стремление считать любой поступок партнера частью системы». Проще рассмотреть этот принцип на примере. Допустим, Миша и Катя мирно беседуют за вечерним чаем.
Катя говорит:
— Ты опять не закрыл сахарницу.
Миша отвечает:
— А ты всегда придираешься по пустякам.
— Ты знаешь, что я не люблю, когда сахарница открыта: туда мухи залетают. Но тебе даже такую ерунду трудно для меня сделать — просто взять и закрыть сахарницу!
— А мне тяжело жить там, где мне постоянно делают замечания.
— Ну и не живи!
И так далее и тому подобное.
Это классический пример: такая мелочь, как крышка сахарницы, может заставить одного из партнеров чувствовать себя жертвой хронического безразличия, а другого — жертвой постоянного занудного контроля.