«Лучи», «химия», гормоны: как сегодня лечат рак груди
Рак молочной железы — самый распространенный вид рака среди женщин. И если раньше этот диагноз подразумевал обязательное хирургическое вмешательство, то теперь в арсенале медиков есть и другие методы лечения. С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Woman публикует отрывок из книги онколога Владимира Ивашкова «Все о груди»
Лучевая терапия
Лучевая, или радиационная терапия, на медицинском сленге просто «лучи» — это метод лечения злокачественных опухолей с помощью ионизирующей радиации. Радиация повреждает ДНК клеток, и они перестают делиться. В отличие от химиотерапии, лучи воздействуют не на весь организм, а только на место локализации опухоли. Лучевая терапия, как правило, проводится через 3–4 недели после операции, чтобы уничтожить оставшиеся после удаления опухоли злокачественные клетки в молочной железе и подмышечных лимфоузлах.
Процедура проходит в специальных онкологических центрах на больших аппаратах. Курс включает в себя от 15 до 25 сеансов по 15–30 минут.
У многих пациентов лучевая терапия вызывает страшное сопротивление. «Не хочу облучаться», — это онкологи слышат едва ли не чаще всего. Но лучевая терапия — это крайне важный этап лечения, отказавшись от которого можно свести на нет все предыдущие усилия и в разы повысить вероятность рецидива.
Несмотря на дурную репутацию, физически лучевая терапия переносится проще, чем химия. Но это один из самых травматичных для внешнего вида груди видов лечения. Ожог, изменение цвета кожи вплоть до коричневого, болезненность, припухлость, а также тяжесть в груди и общая усталость — лишь часть неприятных изменений.
Поэтому, если после лечения рака у пациентки планируется реконструкция (восстановление) груди, важно делать ее после лучевой терапии. Объясню почему.
Однажды под Новый год мне написала молодая женщина. Она просила принять ее как можно скорее, хоть завтра, потому что в груди у нее образовалась большая дыра.
Выяснилось, что у девушки был рак молочной железы, лечить который она решила в Турции. Там ей предложили удалить грудь и сразу поставить имплант. Звучало очень заманчиво: после операции грудь должна была стать еще красивее, чем до болезни. Единственное, чего хирурги не учли, — что после мастэктомии девушка будет проходить курс лучевой терапии. В итоге красивый новый имплант вместе с тканями груди во время облучения просто сожгли, началась инфекция, рана становилась больше с каждым днем. Пациентка была в панике. Мне удалось убедить ее, что на данном этапе важно закончить лучевую терапию, а уж после первым рейсом лететь в Москву, где мы будем исправлять последствия. Сейчас пациентка в ремиссии, грудь мы «починили», но это было совсем не просто.
Химиотерапия
Это метод, при котором пациент получает комбинацию препаратов, уничтожающих или замедляющих рост быстро делящихся клеток. Увы, мишенями становятся не только злокачественные клетки, поэтому решение о химиотерапии должно быть очень взвешенным — она нужна не всем пациентам. Доктор принимает решение на основании следующих данных:
- тип опухоли;
- стадия болезни;
- размер опухоли;