Надежда Позднякова: Сертифицированные бриллианты — это валюта, которая работает по всему миру
Ювелирный дом MIUZ Diamonds ведет свою историю с 1920 года. Небольшая артель мастеров постепенно выросла в крупнейшее в СССР предприятие «Московский ювелирный завод». А в год 100-летия компания провела глобальный ребрендинг, сменив визуальный образ, айдентику, способ коммуникации и название. «Сноб» в рамках проекта «Индустрия» поговорил с Надеждой Поздняковой, директором по маркетингу MIUZ Diamonds, об этих важных изменениях, а еще о том, какие камни имеют шанс стать инвестиционным инструментом, зачем MIUZ Diamonds понадобились украшения с лабораторными бриллиантами и почему скидки являются драйвером онлайн-торговли.
Справедливо ли говорить, что история МЮЗ — это история российской ювелирной индустрии?
Да, справедливо. Наша компания — это легендарное предприятие России, основанное в 1920 году. Именно тогда потомственные мастера-сканщики Алексей Воронин и Иван Ефремов, а также ювелир Михаил Фирсов организовали небольшую ювелирную артель. До революции они работали на известные в прошлом ювелирные дома: Фаберже, Хлебникова, Овчинникова. Во многом благодаря инициативе основателей артели удалось сохранить уникальные технологии и приемы старой ювелирной школы и передать живое наследие следующему поколению. Со временем артель была преобразована в Московский ювелирный завод. Работы его мастеров легли в основу авторского ювелирного искусства СССР, а искусное владение редкими техниками, в том числе филиграни, зерни и гравировки, помогло завоевать признание по всей стране и получить государственные награды.
Московский ювелирный завод, будучи советским предприятием, был ориентирован на массовый выпуск. Известна ли статистика той эпохи? Как была устроена та советская модель производства?
За нашу более чем столетнюю историю цифры менялись неоднократно. Например, в 1959 году в артели «Московский ювелир» (название «Московский ювелирный завод» появилось в 1970-х) работали 326 человек и выпускалось продукции на 91 миллион рублей по современному курсу. Сегодня у нас три собственных производства, около 3 тысяч сотрудников и ежегодно продается более 700 тысяч украшений. Модель производства с советских времен, конечно, изменилась. И это в первую очередь связано с переходом от плановой к рыночной экономике. Во времена СССР государство диктовало ассортимент изделий, их количество, дизайн, материалы, используемые технологии. От государственных структур поступали специальные заказы. Например, на заводе выпускали подарки для членов Политбюро. К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1985 году завод выполнил гигантский государственный заказ: чернение, покрытие позолотой и эмалью, а также пайку и сборку орденов Отечественной войны I и II степени — всего более 9 млн экземпляров. Тогда заводу даже пришлось временно приостановить обычное производство, чтобы все ветераны в срок получили свои ордена.
С переходом к рыночной экономике модель изменилась. Уже не государство, а вкусы потребителей стали определяющими. Ювелиры стали свободнее в выборе материалов и разработке дизайнов. Сегодня ассортиментная матрица создается исходя не только из статистики продаж сети, но и из особенностей целевой аудитории, конкурентного положения конкретного магазина и региональной специфики, при сохранении единой ценовой политики. В 1990-м МЮЗ стал частью крупного международного холдинга в области добычи алмазов и их огранки Leviev Group, что помогло компании выстоять в первое постсоветское время и расширить свое присутствие на рынке.
Имеются ли у компании архивы, собственный музей? Что сохранилось от раннего советского периода?
Да, конечно, у нас есть собственные архивы. Они — основа для создания музея, над которым мы сейчас работаем. Изделия «Московского ювелирного завода» середины прошлого века сегодня можно увидеть в музеях нашей страны и за рубежом. Например, в Государственном историческом музее находятся броши Марии Тоне и Геннадия Ленцова, а в собраниях музея Царицыно — ваза «Канал имени Москвы». А еще в компании до сих пор трудятся люди, которые поступили на завод еще во времена СССР. Я лично знаю нескольких «ветеранов», посвятивших ювелирному делу более 30 лет. С тех пор принципы организации труда изменились, но стремление к совершенству, преданность профессии и скрупулезный подход к качеству остались прежними. Все это воплотилось в легендарной «русской огранке», которая высоко ценится во всем мире. В Советском Союзе был введен технический надзор, который помогал мастерам добиваться непревзойденного качества огранки бриллиантов. Она разительно отличала экземпляры, обработанные в нашей стране, от камней, произведенных, например, в Израиле или Америке.
При реорганизации предприятия после распада СССР с чем нужно было категорически расстаться?
Развивая бренд, мы хотели уйти от громоздкого названия, с которым сложно было работать в маркетинговой и коммерческой плоскости, в том числе размещать его на рекламных баннерах. Кроме того, наименование «Московский ювелирный завод» по факту относится к предприятию и процессам. Мы решили отойти и от слова «завод», которое стойко ассоциируется с ушедшей эпохой, и от определения «московский», так как давно вышли за границы одного города (производство находится в Москве и Перми) и стали частью международного холдинга. Нам было необходимо название бренда на латинице, так как мы планировали выходить с франшизой на международные рынки. Новое название — MIUZ Diamonds — стало прекрасным решением всех этих задач.