Кто был автором пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру?

Знание – силаИстория

Шекспир в окружении Шекспиров

Более четырех с половиной веков назад, 26 апреля 1564 года, в английском городке Стратфорд-на-Эйвоне был крещен младенец по имени Уильям Шекспир. Родился он, предположительно, тремя днями ранее. Пройдет три столетия, и он станет «человеком на все времена» (эта фраза, сказанная о Томасе Море, как нельзя точнее описывает Шекспира). Его будут называть «лучшим драматургом всех времен и народов».

Александр Волков

Свидетели Шекспира

На склоне лет мудрый И. В. фон Гёте признавался: «…Тут только начинаешь понимать, как бесконечно богат и велик Шекспир! Нет, кажется, ничего в человеческой жизни, о чем бы он умолчал, чего бы не воссоздал! И с какой легкостью и свободой!»

И добавлял, сравнивая английского мастера и своих современников: «Шекспир в серебряных чашах подает нам золотые яблоки. Изучая его творения, и мы наконец получаем серебряные чаши, но кладем в них одну картошку» (И. П. Эккерман. «Разговоры с Гёте в последние годы его жизни», 25.12.1825).

«Шекспир настолько выше всей категории превосходных писателей, насколько он выше и толпы. Он непостижимо гениален, другие – постижимо», – смиренно признавался американский философ Р. У. Эмерсон в очерке «Шекспир, или Поэт» («Представители человечества», 1850).

«…До чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя, – не скрывал своего восхищения А. С. Пушкин. – Читайте Шекспира, он никогда не боится скомпрометировать своего героя, он заставляет его говорить с полнейшей непринужденностью, как в жизни» (письмо Н. Н. Раевскому-сыну, июль 1825).

Неюбилейное

Однако со временем в потоке славословий стали слышны и другие ноты. В середине XIX века американка Делия Бэкон (1811—1859) стала утверждать, что актер Уильям Шекспир не сочинил ни строчки из тех пьес, что ему якобы приписывают. В 1857 году она выпустила книгу «The Philosophy of the Plays of Shakespeare Unfolded» («Разоблачение философии пьес Шекспира»). Правда, пару лет спустя она умерла в психиатрической лечебнице, но сомнения были посеяны. Впрочем, требовалось время, чтобы они разрослись. Пока же гипотеза госпожи Бэкон была резко раскритикована и высмеяна теми, кто не имел несчастья испытать на себе прелести тогдашней «карательной медицины».

Делия Бэкон. Май 1853 года

Казалось бы, все эти то ли 37, то ли 38, то ли 39 пьес, написанных Шекспиром (атрибуция нескольких произведений, приписываемых ему, разнится. – А. В.) – комедий, трагедий, исторических хроник, сказочных фантазий, помноженных на бесчисленные подражания, вариации, инсценировки, киносценарии, оперные либретто, – должны окончательно и бесповоротно растоптать малейшие ростки сомнений. Но они уцелели и за последние полтора века пышно разрослись, хотя их старательно истребляют.

Всё питает эти ростки, если внимательнее приглядеться к жизни и творчеству Шекспира. Начнем хотя бы с его биографии.

Она умещается в несколько строк. Для сравнения у Иоганна Вольфганга Гёте, жившего всего полтора века спустя, можно на протяжении нескольких десятилетий документировать едва ли не каждый день.

В самом деле, мыслимо ли такое, чтобы от «величайшего драматурга всего и вся», почитаемого еще при жизни, не осталось ни единой рукописи пьесы, ни письма, ни дневниковой страницы? Ничего, что он написал бы собственной рукой. Подобает ли «величайшему драматургу» вдобавок иметь столь жалкую биографию?

Родился в семье ремесленника. Выступал в Лондоне актером. Разжившись деньгами, вернулся в Стратфорд.

Немногие сохранившиеся документы рассказывают нам не о творческом пути писателя, а о мелких долгах и мелочных страстях. В 1600 году в Лондоне он привлек к суду Джона Клейтона из-за долга в семь фунтов. В том же году судился с Филипом Роджерсом из-за двух шиллингов. Позднее вступил в тяжбу с ним из-за солода на сумму в один фунт 15 шиллингов 10 пенсов. Наконец, в 1608 году подал жалобу на Джона Эдинбрука из-за долга в шесть фунтов.

Британский историк Хью Тревор-Ропер, специалист по XVII веку, написал для лондонской газеты «Evening Standard» неутешительный «некролог» к четырехсотлетнему юбилею Шекспира: «Никаких посмертных почестей ему не было оказано. Судя по сообщениям, дошедшим до нас, он не получил школьного образования, у него не было друзей-литераторов. Когда он умер, у него не осталось никаких книг, да и писать он не умел. Правда, было найдено шесть его подписей, но фамилия всякий раз была написана иначе, буквы в ней менялись. К тому же подписи выглядели такими корявыми, что некоторые графологи утверждали, будто рукой Шекспира водил какой-нибудь грамотей. Помимо этих каракулей, им не написано ни слога».

Хью Тревор-Ропер

Обозреватель газеты констатировал: «Шекспир умер в 1616 году, и этот абзац вмещает все, что мы с уверенностью можем сказать о величайшем поэте, который когда-либо жил».

На почве этих скупых фактов и разрастаются самые пышные фантазии о том, кто действительно был автором тех пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру. Немало людей, в их числе известные писатели и литературоведы, уверены в том, что человек, не оставивший ни строчки им написанного, не мог и сочинить эти знаменитые пьесы, что столетиями не сходят со сцен крупнейших театров мира. Семена сомнений, посеянных Делией Бэкон, давно взошли, превратились в чащу самых диких гипотез и догадок.

Более полувека назад, в 1964 году, к упомянутому уже юбилею в этом царстве фантазий была произведена скрупулезная перепись «подданных». Выяснилось, что на авторство «Макбета», «Гамлета», «Отелло» и других пьес претендуют, помимо Шекспира, 57 человек, живших в Англии в елизаветинскую эпоху. На роль драматического творца примеривались чуть ли не все известные деятели того времени: английский путешественник и поэт Уолтер Рэли, пират Фрэнсис Дрейк, королева Елизавета и даже ее несчастная соперница Мария Стюарт.

Имя Анонима

Большинство этих гипотез, впрочем, не прошли проверку практикой. Они недостоверны, а то и абсурдны. С историческими фактами они зачастую расходятся во всем, кроме отдельных случайных совпадений и нарочито притянутых эпизодов.

Так что почти все эти гипотезы давно полегли на поле научных битв и споров, но некоторые выжили, и чем пристальнее мы вглядываемся в отдельные версии, тем настойчивее закрадывается догадка, что одна из них, может быть, открывает нам подлинную истину – открывает имя великого Анонима, который попытался навеки скрыться под маской Шекспира. Так вот они, претенденты на главную роль, отборная команда невероятно талантливых современников Шекспира, каждый из которых вполне мог годами дурачить публику, подсовывая стакнувшемуся с ним актеру одну пьесу за другой:

  • английский философ, юрист и лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон (1561— 1626);
  • Эдуард де Вер (1550—1604), 17‑й граф Оксфорд;
  • Уильям Стэнли (1561—1642), 6‑й граф Дерби;
  • Роджер Меннерс (1576—1612), 5‑й граф Ратленд;
  • поэт и драматург Кристофер Марло (1564—1593).

Перед сторонниками этих соперничающих между собой теорий были три одинаковые задачи. Им надлежало доказать:

  1. что актер Уильям Шекспир не писал пьес, которые традиционно приписываются ему, но позволял их печатать и ставить на сцене под его именем;
  2. что предлагаемый претендент мог написать все эти пьесы разных жанров и
  3. что у претендента и людей из его окружения имелись очень веские причины скрывать его авторство не только при жизни, но и после его смерти.

В одном пункте все «антистратфордианцы» (так называют противников официальной версии «Шекспир – наше всё») сходятся и помогают друг другу. Они скрупулезно собирают аргументы и факты, свидетельствующие, что необразованный актер из английской глубинки не мог додуматься до таких вот поэтических (и даже политических) откровений.

Внимательный анализ произведений «Шекспира» показывает, что их автор обладал глубокими познаниями в античной литературе. Его пьесы изобилуют историческими отсылками и мифологическими аллюзиями, свидетельствуют об отличном знании географии Италии. Что касается современности, то автор должен был хорошо знать юриспруденцию и морское дело. А еще он был великолепно знаком с придворным этикетом и порядками, заведенными при королевском дворе – так же, как (прибегнем к такому сравнению) граф Лев Николаевич Толстой блистательно знал нравы высшего света, а провинциал-разночинец Глеб Успенский – только нравы Растеряевой улицы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
«И плакал ангел, и слезы его были, как камни». Евгений Водолазкин о «Лавре», средневековье, любви и времени «И плакал ангел, и слезы его были, как камни». Евгений Водолазкин о «Лавре», средневековье, любви и времени

Евгений Водолазкин о его первом романе и средневековом представлении о времени

СНОБ
«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803 «Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – сила
Как выбрать хороший бинокль и не прогадать Как выбрать хороший бинокль и не прогадать

На что обращать внимание при выборе хорошего бинокля?

CHIP
Дело об убийстве угличском Дело об убийстве угличском

Дело розыскное 1591 года, об убийстве царевича Дмитрия Иоанновича

Дилетант
Любовный треугольник: можно ли любить одновременно двоих? Любовный треугольник: можно ли любить одновременно двоих?

Что такое любовь? Почему люди заводят романы на стороне?

Psychologies
5 советов нелюбимым дочерям: как избавиться от вины и стыда 5 советов нелюбимым дочерям: как избавиться от вины и стыда

Пять шагов, которые помогут совладать с чувствами вины и стыда

Psychologies
От моря до облака От моря до облака

Как работают подводные кабели и чем грозит их повреждение

РБК
«Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино «Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино

Как долгожданный экшен британского режиссера пытается развлекать зрителя

Forbes
Агрессоры в саду Агрессоры в саду

В статье речь пойдёт не о диких сорняках, а об обитателях сада, посаженных нами

Наука и жизнь
Как одевается Марк Цукерберг: футболка Brunello Cucinelli, дубленка из мема и костюм I’m sorry Как одевается Марк Цукерберг: футболка Brunello Cucinelli, дубленка из мема и костюм I’m sorry

Как менялся стиль Марка Цукерберга и почему за его гардеробом следят мировые СМИ

СНОБ
Медленно, но верно Медленно, но верно

Стиль питания – всего лишь набор пищевых привычек, менять их нужно постепенно

Лиза
Без комплексов Без комплексов

Изучим самые распространенные женские причуды и варианты терапии

Лиза
Как Жермен Грир стала влиятельной фигурой феминизма и объектом для критики Как Жермен Грир стала влиятельной фигурой феминизма и объектом для критики

Жермен Грир — важная фигура феминистской мысли

Forbes
Впервые за пять лет в топ-50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира нет женщин Впервые за пять лет в топ-50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира нет женщин

Пока в топ самых высокооплачиваемых спортсменов мира не попала ни одна женщина

Forbes
«Страх, любовь и пропаганда» — из истории секты: отрывок из книги социального психолога «Страх, любовь и пропаганда» — из истории секты: отрывок из книги социального психолога

Как лидеры сект управляют массами и почему их влиянию так сложно сопротивляться

СНОБ
Древние ДНК раскрывают тайны исчезнувшего Аварского каганата Древние ДНК раскрывают тайны исчезнувшего Аварского каганата

Что древние ДНК могут рассказать о жизни и обычаях аваров?

ТехИнсайдер
Виртуальные дали Виртуальные дали

Нейросети врываются в мир кино для взрослых и позволяют нарисовать любой сюжет

Men Today
6 российских сериалов о психологических манипуляциях и абьюзе 6 российских сериалов о психологических манипуляциях и абьюзе

О шести российских сериалах, которые освещают разные проявления абьюза

Psychologies
Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья» Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историй
«Папа Урбан II на площади Клермона проповедует первый крестовый поход» «Папа Урбан II на площади Клермона проповедует первый крестовый поход»

Картина Франческо Айеца, на которой запечатлено начало крестовых походов

Дилетант
Майк Омер: «Женщины интереснее мужчин» Майк Омер: «Женщины интереснее мужчин»

Майк Омер: откуда он берет сюжеты и есть ли у его героинь черты реальных людей

Maxim
Каменные плитки из затопленного памятника эпох мезолита и неолита оказались функциональными орудиями Каменные плитки из затопленного памятника эпох мезолита и неолита оказались функциональными орудиями

Ученые исследовали 11 каменных плиток, обнаруженных на затопленном памятнике

N+1
OpenAI представила мультимодальную генеративную модель GPT-4o OpenAI представила мультимодальную генеративную модель GPT-4o

Компания OpenAI представила мультимодальную генеративную модель GPT-4o

N+1
«Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну «Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну

Как и когда открыть семейный секрет? Кому? Всегда ли и всем это знание полезно?

Psychologies
СМС с денежным стимулированием помогли мужчинам сбросить лишний вес СМС с денежным стимулированием помогли мужчинам сбросить лишний вес

Врачи разрабатывают методы для повышения приверженности мужчин к снижению веса

N+1
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
Гид в кармане Гид в кармане

7 полезных приложений для путешествий по России

Лиза
«Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма «Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма

«Как я встретил ее маму»: характеры и мотивы главных героев

Psychologies
Загадка ночного неба: почему мы всегда видим только одну сторону Луны Загадка ночного неба: почему мы всегда видим только одну сторону Луны

Почему мы видим только один рисунок поверхности нашего спутника?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении