Можно ли награждать за добрые дела и что такое добро? Опрос участников проекта «Сноб»
«Классно быть хорошим!» — с таким названием шестой год подряд детское издание «Классный журнал» проводит конкурс. Дети присылают свои истории о том, как они помогают своим близким, спасают котят и птенцов или участвуют в благотворительных инициативах. Полезное ли это дело — конкурс, надо ли награждать за добрые дела, как учить своего ребенка добру? Алексей Ходорыч, главред «Классного журнала», задал вопросы участникам проекта «Сноб».
Влад Васюхин, поэт, драматург:
Если бы латинский девиз Nulla dies sine linea («Ни дня без строчки») мы перефразировали в «Ни дня без доброго дела», жизнь определенно стала бы гораздо лучше. Казалось бы, за миллионы лет эволюции стремление совершать добрые поступки должно было войти в привычку, стать естественной потребностью Homo sapiens. Но это, увы, утопия. Добрый человек — редкость, как в пьесе Бертольда Брехта, один на весь Сезуан. Добрый человек вызывает подозрение: даже мать Тереза, символ добросердечия, оказывается, была не столько ангелом, сколько финансовым проектом Ватикана.
Для меня добрый человек — это человек неравнодушный, с неленивой душой, живущий по принципу: если можешь помочь — помоги. Понятно, что масштаб поступка и размах жеста имеют значение. Но шанс спасти человечество выпадает, как правило, только суперменам из голливудских фильмов, а вот старушек с пудовыми тележками или мамашек с колясками судьба постоянно подбрасывает нам в переходах метрополитена.
Лиза Питеркина, писатель:
Побуждение детей к тому, чтобы совершать одобряемые поступки и быть хорошими, — это поддержка эмоционального нарушения, которое в психологии называется «созависимость». Для меня странно само слово «хороший». С точки зрения эмоционального здоровья, понятий «хороший» и «плохой» вообще не существует — это оценочные суждения. Что кажется хорошим одному, может показаться плохим другому — и это нормально. А вот потребность соответствовать ожиданиям окружающих, соответствовать чьим-то представлениям о хорошем и плохом — это, грубо говоря, болезнь.
Декларация правила «классно быть хорошим» явно предполагает, что плохим быть не классно. И тогда получается, что ребенку придется отказаться от своих настоящих качеств, которые нездоровая часть общества промаркировала как «плохие», и стать не собой, начать лицемерить, скрывать неодобряемую часть своей личности. Все это приводит к размыванию границ личности, потере себя, дезадаптации в социуме и, в конечном счете, к полной неудовлетворенности своей жизнью.
Именно в этом состоянии люди часто обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам. Важно понять, что эмоционально здоровый человек признает свою полноценность, то есть принимает как светлые, так и теневые стороны своей личности. Классно быть разным! Классно — не стараться соответствовать чужим ожиданиям и не искать одобрения своим поступкам.
А как же тогда воспитывать детей, чтобы они были добрыми? Есть только один способ — быть добрыми самим и показывать детям, как можно искренне, не для конкурса, не для наград и не для одобрений совершать большие человеческие поступки. Но это миссия не школы и не общества, а родителей — папы и мамы. Семейная модель поведения — вот что делает нас личностями, добрыми и злыми, сильными и слабыми, веселыми и грустными. Все остальное — странная попытка «надрессировать» ребенка совершать поступки, идущие не от сердца, а от головы, потому что «так надо», потому что взрослым это нравится. И самое главное: такими конкурсами взрослые дают понять, что ребенок недостоин любви, если он не совершает то, к чему его подталкивают взрослые. Это путь обесценивания личности ребенка. Мне кажется, это путь в никуда.
Юрий Кацман, основатель онлайн-курса финансовой культуры для школьников Finbo:
Можно ли награждать за добрые дела? Можно, если вы считаете, что таким образом делаете доброе дело для того, кого награждаете.
Доброе дело — это участие. Действие, слово, эмоция, в результате которых кому-то или чему-то — а может, и сразу всем — становится лучше. Включая, кстати, тебя самого. То есть, проявляя такое участие, ты сам становишься лучше и тебе от этого становится лучше.