Великая Пермская революция: как чиновники, бизнесмены и культурные деятели меняли Пермь — и что из этого вышло
Forbes Life поговорил с ключевыми участниками пермской культурной революции, чтобы разобраться, чем закончился «исторический шанс Пермского края».
«Человек хочет понимать, что его жизнь проходит не зря, что она насыщенна, что он находится в гуще событий. Значит, эти события надо создать: выставки, спектакли, фестивали, стрит-арт. Может быть, инвестиции в культурную среду — самый малозатратный и самый эффективный инструмент для создания у человека ощущения того, что он живет в правильном месте», — писал губернатор Пермского края Олег Чиркунов в 2011 году в газете «Ведомости». По результатам опроса в ЖЖ губернатора на вопрос «Что вам нравится в Перми?» лидировал ответ «Новая культурная политика: фестивали, красные человечки, буква П, современное искусство». С отставкой Чиркунова весной 2012 года пермская культурная революция закончилась. Но возникли региональные и столичные проекты, отразившие пермский опыт.
Французский посланник
24 июля 2019 года, юг Франции. Разгар сиесты. Экс-губернатор Перми, предприниматель, винодел Олег Чиркунов по винтовой лестнице поднимается на крышу шато. Здесь, у стилизованной под Средневековье остроконечной башни, покрытой серой сланцевой черепицей (упоминания о шато встречаются с XVI века, но на самом деле это постройка 1880-х годов), открывается вид на его виноградники. Затерянное в гаригах и предгорьях Пиренеев, небольшое по местным меркам винное шато (45 га) Чиркунов выкупил в мае 2016 года. Он вложил миллион в виноградники и винодельню. Под руководством Клода Бургиньона, одного из лучших специалистов по анализу почв во Франции, изменил порядки на плантациях, посадил 15 га новых виноградников, по совету именитого энолога Клода Гро обновил оборудование, нанял амбициозных специалистов. «До дома руки пока не дошли, тут все осталось, как при прежнем владельце», — говорит Чиркунов, равнодушно глядя на ярко раскрашенных бабочек на потолочной лепнине и на обои с виниловым покрытием. В нишах лестницы стоят примитивные деревянные скульптуры. «Это же наш художник, из Воронежа... Вылетело из головы. Сергей Горшков, вот!» — говорит он. А у парадного входа в дом пластиковые конструкции в античном стиле. «Узнаете? Recycle, выставка на биеннале. Остальная часть тут в гараже». (Инсталляция Conversion группы Recycle, показанная в рамках параллельной программы в Венеции в церкви Святого Антонина в 2015 году стала первым меценатским проектом La Fabrique Barbot et Fournier, компании Олега Чиркунова). «Была у нас идея с Маратом Гельманом открыть на винограднике арт-резиденции, — говорит Олег Чиркунов. — Но пока не удалось». Но «за эту выставку в Венеции меня оштрафовали на €40 000. Сказали, что выгодоприобретатель не юридическое лицо, которое вот это все организовывало, а лично вы, поэтому заплатите налоги».
О том, что «люди везде одинаковые» и «когда сталкиваешься с государством в любой стране, начинаются проблемы», и о том, что «и во Франции есть алкоголики» и что «вино я не пью, я его дегустирую», Олег Чиркунов рассказывает охотно. «Первые годы — это же сказка! А потом, когда ты начинаешь сталкиваться с одним, с другим, с третьим, ты понимаешь, что, елки-палки, иллюзия начинает разрушаться. Сейчас нет ни одной страны, которой бы я посвятил всего себя. Я все одинаково люблю». Про свое губернаторство Чиркунов говорит скупо, разве что с улыбкой вспоминает забавные случаи: «Когда Курентзиса ко мне на дачу привели знакомиться, он ударился головой о люстру — он высокий очень». Или про Мильграма: «Мы знакомы со студенчества, а я его случайно в самолете в Москву встретил». Эти несколько человек — Борис Мильграм, театральный режиссер, впоследствии министр культуры Пермского края и вице-премьер, Теодор Курентзис, дирижер, худрук Пермской оперы и Дягилевского фестиваля, Сергей Гордеев, девелопер, сенатор от Пермского края, Марат Гельман, галерист, и бизнесмен Андрей Кузяев — и устроили Пермскую культурную революцию. Прячась от яркого солнца под платанами, Олег Чиркунов говорит, что на губернаторском посту он проводил реформы в социальной сфере и образовании, занимался ремонтом дорог, много внимания уделял культуре вождения, градостроительной политике, разработал мастер-план развития Перми. Но широкую известность получила именно пермская культурная революция.
Что это было
«Исторический шанс Пермского края заключается в том, чтобы возглавить процесс перемен региональных государственных институтов. Я хочу, чтобы Пермский край стал центром активных людей, новых технологий, идей и проектов, новой экономики и нового государства», — писал амбициозный губернатор Чиркунов в 2007 году. В 2009 году, побывав на вербатиме, созданном по материалам бесед с рабочими Мотовилихинского завода в рамках фестиваля «Новая драма», губернатор писал в своем ЖЖ: «Профессиональные драматурги провели неделю на наших «Мотовилихинских заводах», собрали массу высказываний и сегодня представили это публике. Завод, город, мир глазами мотовилихинских рабочих, а точнее, мотовилихинские рабочие о своей жизни. Несмотря на то что ни о чем, кроме своей жизни, рабочие не говорили, мне было тяжело. Тяжело, потому что такая у них жизнь, такое отношение к жизни. Мне было не то жаль их, не то стыдно за себя как за представителя даже не власти, а того слоя, интеллектуальный потенциал которого должен тянуть нацию из этой рутины, серости, нищеты. Как сказал сегодня Гельман: «Задача культуры — вызывать боль, а твоя — ее лечить».
В 2008 году в Перми открылась выставка «Русское бедное». Меценатом проекта стал Сергей Гордеев, куратором — галерист и политтехнолог Марат Гельман. В 2009-м в здании речного вокзала создан музей современного искусства PERMM, состоялся фестиваль «Новая драма», заработала сцена «Молот», фестиваль-школа современного искусства «Территория» впервые выехал за пределы Москвы в Пермь. На крыше органного зала и в других местах в центре были установлены красные человечки санкт-петербургской группы Professors (200 000 рублей краевого бюджета, как сообщала «КП. Пермь»).
В сентябре 2010 года губернатор Чиркунов рассказал об амбициях Перми стать в 2016-м культурной столицей Европы премьер-министру Владимиру Путину. «Приятно было услышать: «Хороший проект, будем поддерживать!» — записал губернатор в своем ЖЖ 14 сентября 2010 года. В 2011 году Пермский академический театр оперы и балета имени Чайковского и Дягилевский фестиваль, который театр проводит с 2003 года, возглавил дирижер Теодор Курентзис. Созданный им хор и оркестр MusicaAeterna переехали из Новосибирска в Пермь. Основан фестиваль «Белые ночи Перми». В восторженной рецензии на пермскую культурную жизнь, которая бьет ключом, автор New York Times сравнивает фестиваль в Перми с Эдинбургским и, ссылаясь на министра культуры края Бориса Мильграма, обещает, что будет 50 фестивалей в году.
«Человек хочет понимать, что его жизнь проходит не зря, что она насыщенна, что он находится в гуще событий. Значит, эти события надо создать: выставки, спектакли, фестивали, стрит-арт. Может быть, инвестиции в культурную среду — самый малозатратный и самый эффективный инструмент для создания у человека ощущения того, что он живет в правильном месте», — писал Чиркунов в 2011 году в «Ведомостях». Тогда же в ЖЖ губернатора был проведен опрос, в котором принял участие 371 человек, и на вопрос «Что вам нравится в Перми?» 59 человек ответили: новая культурная политика — фестивали, красные человечки, буква П, современное искусство (17,9%, наибольший процент ответов).