Сокровища нации
«Первый австрийский мотоциклетный музей» расположен в Нижней Австрии в маленьком уютном городке Зигмундсхерберг, в 80 км от Вены. Это не только самый большой и обширный музей такого рода в Австрии, но и одна из лучших европейских коллекций двухколёсной техники.
Владелец и бессменный директор музея Фридрих Энн, по профессии инженер-механик, проработал более 30 лет учителем и директором Berufsschule für Kraftfahrzeugtechnik («Профессионального училища автомобильной техники») в Вене. Он опубликовал ряд фундаментальных книг об австрийских мотоциклах и автомобилях, которые вышли в издательстве Weishaupt: «Большая книга о мотоциклах Puch 1890–1987», «Автомобили Puch», «KTM – мировой бренд из Австрии». За заслуги в изучении и популяризации истории австрийских мотоциклов федеральный президент Австрии в 1999 году удостоил его звания «Профессор».
Мы заранее договорились о встрече и, когда подъехали к музею, хозяин уже встречал нас на крыльце. Поскольку мы приехали в неурочное время, то были единственными посетителями и смогли без ограничений по времени изучить все три этажа музея, размещённого в бывшем помещении трикотажной фабрики. Грандиозность экспозиции потрясла сразу! Она включала в себя три главные темы: зарубежные классические мотоциклы, от Brough Superior до Velocette, австрийские мотоциклы, а также лёгкие мотоциклы и мопеды. Само собой разумеется, что наиболее обширно, как ни в одном другом музее, представлены австрийские марки, от давно забытых BoP, Delta Gnom или Titan, до таких великих имён, как Lohner, KTM и Puch. Описать весь этот музей в одной статье невозможно, поэтому расскажу только об австрийских марках – известных и не очень.
Austro Motorette и Titan
Инженер Карл Шубер разработал в 1921 году 82‑кубовый вспомогательный двигатель для велосипедов, который вывел на рынок под названием Austro Motorette. Это был простой двухтактный мотор с воздушным охлаждением, мощностью 1 л.с. при 3000 об / мин. Сенсацией 1924 года стал мотоцикл Austro Motorette с двухцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объёмом 144 см³. В 1927 году название бренда было изменено на Titan. Под этой маркой выпускались 350‑кубовые и 500‑кубовые модели с двухтактными двигателями собственного производства (их уникальной особенностью, опередившей своё время на 35 лет, стало применение лепестковых клапанов на впуске), а также четырёхтактными JAP и Blackburne. С 1927 по 1932 годы Titan был вторым по величине производителем мотоциклов в Австрии.