«Я люблю тупость и идиотизм, но когда это сделано радостно». Славе Полунину исполняется 70 лет
Слава Полунин, клоун Асисяй, придумавший Академию дураков и Snow Show, которое уже больше 25 лет собирает аншлаги по всему миру, встречает день рождения на «Желтой мельнице», в своей штаб-квартире под Парижем. Forbes Life дозвонился до Славы, чтобы узнать, над чем он сейчас смеется
«Ой, с Forbes опасно разговаривать. Вы как-то написали, что я вхожу в топ-50 самых высокооплачиваемых российских артистов, так я потом лет пять не мог найти спонсора на свои спектакли. А у меня большая юбилейная выставка должна была в мае открыться в Музее Москвы», — рассказывает Полунин. — Я как раз поехал на «Желтую мельницу» забрать несколько контейнеров материалов для выставки «Воздушные замки Славы Полунина. Полное собрание приключений», которую мы должны были открыть в мае, и так и застрял под Парижем. Выставку перенесли на год. Но зато за это время мы успели подготовить к печати книгу пару книг.
В афише вашей московской программы — «Невозможное возможно», фестиваль «Караван мира» 30 лет спустя»: это повторение того шоу, что шло по Тверской, когда мэрия отрезала троллейбусные провода, чтоб не мешать акробатам на ходулях?
Это было более величественное явление. Многие до сих пор уверены, что это было невозможно, но почему-то произошло. В 1989 году мы решили: попытаться объединить Европу (сама Европа об этом тогда еще не думала) и собрали вместе 60 европейских уличных театров. Получился огромный город на колесах. 120 машин, 10 шапито, дети, коляски, кошки, собаки, костры. Семь месяцев мы колесили по Европе. Стартовали в Москве, проехались по европейским столицам и финишировали в Париже на день взятия Бастилии. И вот тридцать лет спустя все караванщики приедут в Москву. На площадке Музея Москвы пройдет творческий вечер.
«Вообще, в мире с юмором сегодня не очень. Из моих любимцев в кино остался только Джеки Чан»
Сколько, наверное, семей образовалось за то время, что шел караван, сколько детей родилось с тех пор.
Конечно. Но самое главное, десятки людей, которые сегодня возглавляют новые экспериментальные театры, считают, что их сформировал этот фестиваль. Мы привезли тогда все самое современное в театральном процессе и всколыхнули молодежь.
Новые технологии, гаджеты, которые стали частью нашей жизни, изменили человеческое чувство юмора? Сейчас почти не рассказывают анекдоты, зато показывают мемы.
Гаджеты не убивают юмор, так же как кино не убило театр. Это всего лишь еще одна возможность для общения. Наивность циркового, клоунского искусства никуда не исчезнет. Другое дело, что у юмора, как и любого другого вида искусства есть свои взлеты и падения.
«Каждые 12 лет в Индии в городе Праяградж собирается 100 миллионов йогов, которые озабочены: как добиться вечной жизни. Хорошее дело»
Мне, например, не очень нравится, что сейчас все заполонил стендап. Словом легче жонглировать, чем добиваться эмоции движениями, образами. Поэтому стендап быстрее пробивается и развивается. В то же время благодаря интернету быстро развивается визуальный юмор. Думаю, он скоро потеснит словесные номера.
Вообще, в мире с юмором сегодня не очень. Из моих любимцев в кино остался только Джеки Чан. Были десятки потрясающих клоунов, остались единицы. Думаю, это проблема не клоунов, а кризиса идей в обществе. Клоуну не за что зацепиться. Когда в 1960-е годы был взлет, — все горели новыми идеями, появились хиппи, и было много клоунов, которые эти идеи транслировали. Сегодня пространство замерло. Поэтому и спад юмора.