Как развить в ребенке креативность
Дмитрий Чернышёв, автор книги «Вертикальный прогресс: как сделать так, чтобы дети полюбили школу» (вышла в издательстве «Альпина Паблишер») рассказывает, как правильно расставить акценты в обучении именно вашего ребенка и почему «среднего ученика» не существует. «Сноб» публикует одну из глав
Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил.Урсула Ле Гуин
Старая школа убивает в детях творческие способности. Доктор Джордж Ланд рассказал о результатах тестов креативности, которые он и его команда разрабатывали в рамках специального проекта NASA. Задачей команды психологов было создать тест, позволяющий оценить и измерить творческий потенциал дошкольников.
Полученный результат шокировал не только заказчиков в NASA, но и самих психологов. Тест предлагал детям различные понятные им задачи, чтобы их решить тем или иным способом. Тест проводился на 1600 детях в возрасте от четырех до пяти лет. Оказалось, что в высшую категорию теста, рассматриваемую психологами как «гениальность», попало 98% детей.
Разработчики провели тот же тест, на тех же детях, но уже когда те достигли возраста десяти лет. На этот раз в категорию «гениальное воображение» попало всего 30% детей. Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовалось и провело тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%. Следующих пяти лет в NASA ждать не стали и немного нарушили чистоту эксперимента, поставив тест на случайной выборке взрослых. Среди взрослых доля гениальности упала до 2%.
В новой школе детей будут учить придумывать идеи — возможно, именно этот навык пригодится им в жизни больше всего. Слово «креативность» заменило в русском языке слова «фантазия», «воображение» и «придумывание», у которых была и отрицательная смысловая нагрузка: «что за глупые фантазии», «воображала» или «не надо нам тут ничего придумывать».
Такое отношение к фантазии есть во многих странах. Например, в Китае восприятие научной фантастики было резко отрицательным многие десятилетия. После «Дискуссии о науке и метафизике» в 1923 году произведения жанра НФ практически полностью исчезли. В 1983 году фантастические произведения в Китае были обвинены в духовном растлении народа, в результате чего их стали запрещать к публикации. Но это не закончилось и в XXI веке. В 2011 году в Китае были запрещены сериалы и фильмы о путешествиях во времени. Чиновники от кино стали называть фокусы со временем феодальным суеверием и культивированием фатализма. Также авторов фильмов о путешествиях в будущее обвиняли в попытках критиковать современный Китай.
А потом китайцы задумались над тем, почему у них хорошо получается копировать чужие идеи, а вот с придумыванием своих есть большие проблемы. И отношение к фантастике в Китае стало меняться после поездки китайских исследователей в США. Делегация пыталась понять, каким образом сотрудники Apple, Google и Microsoft оказываются новаторами. Китайцы задавали массу вопросов в попытках понять, откуда берутся креативность и изобретательность. Исследователи выявили один общий фактор: большинство сотрудников этих компаний в молодости любили научную фантастику. В результате Китай начал пересматривать свое отношение к НФ и к жанру фэнтези.