Скоростная магистраль простимулирует арктические перевозки в России

МонокльHi-Tech

ВСМ откроет дорогу в Арктику

Запуск высокоскоростного железнодорожного движения по маршруту Москва — Санкт-Петербург изменит транспортную систему Северо-Западного региона и будет способствовать росту перевозок грузов для арктических проектов

Николай Ульянов

Россия готова обеспечить высокоскоростные магистрали собственным подвижным составом. Михаил Терещенко/ТАСС

Создание высокоскоростного железнодорожного движения поменяет транспортную систему в России и позволит увеличить объемы перевозки грузов. Если сегодня грузовые и пассажирские поезда ходят по одним и тем же путям, то ВСМ предназначены только для пассажирских перевозок. В стране запланировано строительство пяти линий ВСМ: от Москвы до Санкт-Петербурга, Адлера, Рязани, Екатеринбурга и Минска. Первой планируется запустить ВСМ Москва — СанктПетербург. Начало движения намечено на 1 апреля 2028 года.

По оценкам главы РЖД Олега Белозерова, в зависимости от маршрута ВСМ от 50 до 65% пассажирского движения будет переведено на высокоскоростные линии. Это, безусловно, высвободит провозные мощности, что позволит перевозить больше грузов и увеличить скорость их доставки, повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Пропустите груз

После того как в 2009 году между Москвой и Санкт-Петербургом начали курсировать пассажирские поезда «Сапсан», развивающие скорость до 250 км/ч, грузовые перевозки с этой дороги были фактически «выбиты».

Как напомнил Олег Белозеров на профильной сессии ПМЭФ-2025 «Высокоскоростное движение — точки роста экономики будущего», исторически перевозка пассажиров в России идет вместе с перевозкой грузов, и это порождает конфликт. Пассажирские поезда, даже самые обычные, имеют более высокую скорость и приоритет в движении: грузовые уступают им дорогу. «Один пассажирский поезд снимает три грузовых поезда, — рассказал Олег Белозеров. — То есть мы могли бы провезти в три раза больше грузов, если бы скорости были одинаковы. По факту на сегодняшний момент между Москвой и Санкт-Петербургом, там, где двигаются “Сапсаны”, грузовых перевозок практически нет». Сегодня грузовые поезда идут от Москвы до Санкт-Петербурга не по прямому маршруту, объездные пути, по словам главы РЖД, длиннее как минимум на 250 км. Более того, сегодня нет возможности в нужном объеме доставлять грузы из восточной части страны в северо-западные регионы, поскольку провозные способности железной дороги в этом направлении исчерпаны. Одним из решений этой проблемы могло бы стать строительство дополнительной грузовой линии. Если бы не появление ВСМ.

«При строительстве ВСМ мы высвобождаем имеющуюся инфраструктуру и можем запустить дополнительные грузовые поезда, — отметил Олег Белозеров. — Что это такое? Это дополнительные 30 миллионов тонн. И экономия минимум 600 миллиардов рублей инвестиций в дополнительную инфраструктуру. Это означает, что самое главное для экономики — тарифная нагрузка — не будет повышаться так, как она могла бы быть увеличена, если бы мы строили грузовые пути».

Загруженность маршрутов до СанктПетербурга влияет и на доставку грузов на следующих перегонах. В частности, до Мурманска, который является важным транспортным узлом для всего Арктического региона. «Арктика может развиваться благодаря строительству ВСМ, Вот такая уникальная взаимосвязь у нас существует», — подытожил Олег Белозеров.

Медленный разгон

Несмотря на то что размеры России просто вопиют о том, что ей необходимо высокоскоростное железнодорожное движение, проекты ВСМ у нас двигались как грузовой состав — медленно, с остановками и отклонениями от наиболее короткого маршрута. Это касается как собственно магистралей, так и подвижного состава.

На рубеже тысячелетий был похоронен проект отечественного скоростного электропоезда «Сокол-250», способного «выжимать» до 250 км/ч, причем в дальнейшем планировалось увеличение этого показателя. Но своему «Соколу» предпочли немецкий «Сапсан» от Siemens. С немецким концерном, когда вновь встал вопрос о создании собственного высокоскоростного поезда, было заключено соглашение, по которому он становился технологическим партнером Инжинирингового центра железнодорожного транспорта. Центр был создан в 2019 году РЖД и холдингом «Синара — Транспортные машины» как раз для разработки высокоскоростного подвижного состава. Предполагалось, что Siemens передаст технологии высокоскоростных поездов, а владельцем интеллектуальной собственности в итоге станет российская сторона.

Производство самого поезда должно было быть организовано на заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. На тот момент предприятием на паритетных началах владели «Синара — Транспортные машины» и Siemens. «Уральские локомотивы» — производитель скоростного электропоезда «Ласточка» и нескольких моделей грузовых локомотивов. После 2022 года Siemens продал свою долю, а вместо «Ласточки» теперь выпускается ее локализованная версия, получившая название «Финист». Инжиниринговый центр продолжает разработку высокоскоростного электропоезда. Основные его параметры уже известны: эксплуатационная скорость — 360 км/ч, максимальная — 400 км/ч. Число перевозимых пассажиров — 454 человека. Поезд будет состоять из восьми вагонов, четыре из них будут моторными. В каждом из моторных вагонов будет по четыре электродвигателя, по одному на каждую ось, мощностью 630 кВт каждый. Схема с моторными вагонами наиболее распространена в высокоскоростном железнодорожном движении. В отличие от локомотивной схемы, когда весь состав приводит в движение один мощный электровоз, применение моторных вагонов позволяет распределить тягу по всему составу, что дает поезду возможность быстрее ускоряться и развивать более высокую скорость.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Популярные средства похудения ведут к большой потери мышечной массы Популярные средства похудения ведут к большой потери мышечной массы

Как препараты для похудения, Ozempic или Wegovy, влияют на организм?

ТехИнсайдер
Энергия искусства Энергия искусства

Полина Аскери — о роли искусства в жизни и списке желаний

Лиза
«Покажи свой бюджет»: к чему ведет молодежный тренд на публичную экономию «Покажи свой бюджет»: к чему ведет молодежный тренд на публичную экономию

Что нового узнали зумеры об экономии и к чему ведут их потребительские привычки

Forbes
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом

Почему в электромобилях укачивает даже людей с развитым вестибулярным аппаратом?

ТехИнсайдер
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино» Денис Рожков: «Все гладко складывается только в плохом кино»

Все гладко складывается только в плохом кино

Коллекция. Караван историй
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Открыть в приложении