Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

МонокльКультура

Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей»

Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

Вячеслав Суриков

Владимир Кошевой и Олеся Соколова в спектакле «Мейерхольд. Чужой театр». Фото: пресс-служба Национального Драматического театра России (Александринского театра)

Всеволод Мейерхольд — третья роль Владимира Кошевого в спектаклях Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра. Их совместная работа началась с создания образа Иосифа Сталина в спектакле «Рождение Сталина». Затем Кошевой вышел на сцену Александринского театра в роли Подколесина в «Женитьбе». Кроме того, он сыграл одну из ролей в фильме Валерия Фокина «Петрополис».

Владимир Кошевой принадлежит к числу актеров, глубоко вникающих в исторические обстоятельства, в которых формировались прототипы его сценических героев. В спектаклях «Рождение Сталина» и «Чужой театр» он воплощает на сцене персонажей, соотнесенных друг с другом в исторической реальности как палач и жертва. «Монокль» поговорил с актером о том, как он переключается между этими двумя образами и каких усилий от него требуют та и другая роль.

— В спектакле есть несколько переходов из жанра документального театра в реальность сновидения. Как вы их переживаете?

— В спектакле таких переходов, когда герои спектакля погружаются в сны-воспоминания, три. Они приоткрывают для зрителя закулисную жизнь театра. Это всегда интересно, поскольку мало кто из режиссеров допускает к репетиционному процессу не вовлеченных в него людей. В этих сценах достоверно реконструирован процесс репетиций Всеволода Мейерхольда. Мой персонаж, например, оценивает актерскую игру словом «хорошо». Сохранились свидетельства актеров о том, что это слово могло быть пиком поддержки актера. Он готов был взлететь, после того как слышал «хорошо» от Мейерхольда. В начале спектакля я сижу в первом ряду зрительного зала, слушаю тех, кто выступает на сцене, и должен как-то реагировать, но зрители видят только мою спину. Их внимание тоже обращено на тех, кто произносит монологи. Я должен держать состояние присутствия и в то же время фантазировать, как проведу репетицию, как буду манипулировать актерами, которые должны попасть в заданный ритм. Незадолго до начала сна-воспоминания начинаю себя обманывать — убеждать, что у меня еще есть время до выхода на сцену. Я оттягиваю приближение момента перехода из бытового пространства в небытовое.

Фокин — режиссер метафизический. Он ломает актерские стереотипы. Работать с ним интересно и трудно. Ты должен быть как чистый лист и попасть в поток его мысли. Должен сразу перевоплотиться в персонажа и дать от него реакцию. Я записываю все его замечания в специальную тетрадку. И каждый раз перечитываю их, перед тем как играть роль. Иногда мне требуется время, чтобы осознать их точность и глубину. Играя роль Сталина, я с годами открываю для себя новые грани этого образа. Думаю, образ Мейерхольда тоже будет трансформироваться с течением времени.

Режиссер спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» Валерий Фокин. Фото: пресс-служба Национального Драматического театра России (Александринского театра)

— Переход в состояние человека, обладающего абсолютной властью над актерами, происходит, когда вы еще сидите спиной к зрителям или когда выходите на сцену?

— Это состояние рождается, пока я сижу в зрительном зале. Моих глаз в тот момент никто не видит. Одна зрительница призналась, что очень хотела бы заглянуть в них. Но она и все остальные могут только догадываться о том, что происходит в это время с моим персонажем. Он слушает, как один из артистов говорит ему в глаза неприятную правду про него самого и его жену. А чуть позже этот же артист будет выполнять все распоряжения Мейерхольда — и пусть попробует ослушаться. И если он скажет: «Я не понимаю эту паузу», — то распрощается с театром. Мейерхольду не надо задавать вопросы — надо сделать так, как он просит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
«Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века» «Повседневность дагестанской женщины: Кавказская война и социокультурные перемены XIX века»

Какую помощь имамат оказывал вдовам

N+1
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Ай да роль! Российские актеры, сыгравшие Пушкина в кино – кто больше похож? Ай да роль! Российские актеры, сыгравшие Пушкина в кино – кто больше похож?

Кому из российских актеров удалось точнее других попасть в образ Пушкина

VOICE
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
«Мне интересно заниматься фестивалями» «Мне интересно заниматься фестивалями»

Сергей Капков: новое поколение и судьба индустрии развлечений в новой реальности

Правила жизни
С монитора на большой экран: 7 лучших экранизаций видеоигр С монитора на большой экран: 7 лучших экранизаций видеоигр

Самые популярные и удачные фильмы, снятые по видеоиграм

ТехИнсайдер
Михаил Лабковский назвал четыре запрета, которые помогут вам стать счастливее Михаил Лабковский назвал четыре запрета, которые помогут вам стать счастливее

От каких установок нужно отказаться, чтобы сохранить душевное равновесие?

Psychologies
Окнами в парк Окнами в парк

Квартира с современным эклектичным интерьером с нотками авангарда

Идеи Вашего Дома
Фантазии искусственного разума: способен ли ИИ на подлинное творчество или обречен оставаться эпигоном? Фантазии искусственного разума: способен ли ИИ на подлинное творчество или обречен оставаться эпигоном?

Может ли машина выйти за рамки создания заданных образцов?

СНОБ
Целибат Ленни Кравица и диета Алека Болдуина: от каких вещей отказываются звезды Целибат Ленни Кравица и диета Алека Болдуина: от каких вещей отказываются звезды

Почему звезды решают исключить из жизни сахар, макияж и другие вещи

Forbes
Зендея инопланетянка Зендея инопланетянка

От скромного начала до мирового успеха: как Зендея стала кумиром миллионов

Караван историй
Большая маленькая душа Большая маленькая душа

Seville и Nick Riin: об удачном творческом союзе и о жизненном пути каждого

OK!
Почему закончить топовый технический вуз — не гарантия успешной карьеры в IT Почему закончить топовый технический вуз — не гарантия успешной карьеры в IT

Почему обучение в вузе второго эшелона для карьеры в IT может быть полезным?

Forbes
Сильные, воинственные и бесстрашные: 7 книг о героях, которые ничего не боятся Сильные, воинственные и бесстрашные: 7 книг о героях, которые ничего не боятся

Истории о героях, которые смело встречаются лицом к лицу с опасностями?

ТехИнсайдер
Светлана Моргунова. Примадонна телевидения Светлана Моргунова. Примадонна телевидения

Она никогда не носила корону. У Светланы Моргуновой было много поклонников

Коллекция. Караван историй
Русский музей Русский музей

Русский музей в свои почтенные 125 лет взял новый курс на выставки-блокбастеры

Собака.ru
«Помнишь, я тебе помог?»: как дружить с теми, кому мы обязаны «Помнишь, я тебе помог?»: как дружить с теми, кому мы обязаны

Можно ли сохранить дружеские отношения с теми, кто однажды сделал что-то для нас

Psychologies
Роман Михайлов Роман Михайлов

За два года Роман Михаилов выпустил шесть фильмов и готовит следующий проект

Собака.ru
Измена: что мы готовы простить, а что нет Измена: что мы готовы простить, а что нет

Какие измены нам легче простить и почему?

Psychologies
«Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги «Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги

Почему мы так верим в возможность легкого заработка?

Psychologies
Как поднять самооценку после того, как вас бросили: рекомендации психолога Как поднять самооценку после того, как вас бросили: рекомендации психолога

Как восстановить самооценку после тяжелого разрыва?

Psychologies
Как выгнать запах сигарет из машины в 3 шага Как выгнать запах сигарет из машины в 3 шага

Как убрать табачный запах из салона автомобиля?

ТехИнсайдер
Карьеры «Джимни» Карьеры «Джимни»

Меловой период и эволюция «Джимни»

Автопилот
От первой столицы России к «городу-университету»: Андрей Никитин о том, как меняется Новгородская область От первой столицы России к «городу-университету»: Андрей Никитин о том, как меняется Новгородская область

Губернатор Новгородской области — про серьезные вызовы, стоящие перед регионом

ФедералПресс
10 способов похудеть — от худшего к лучшему 10 способов похудеть — от худшего к лучшему

Вредные (и не очень) советы о том, как похудеть

Psychologies
«Сказочные» уроки: чему учат мультфильмы Диснея «Сказочные» уроки: чему учат мультфильмы Диснея

Истории, рассказанные в сказках и мультфильмах, могут многому научить

Psychologies
Страшные эпизоды из мультсериалов Страшные эпизоды из мультсериалов

Скажем этим мультфильмам спасибо за нашу поломанную психику

Maxim
Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов» Александр Смекалин: «Цель АИРР — быть катализатором инновационного развития регионов»

Как АИРР помогает регионам добиваться высоких результатов

ФедералПресс
Сергей Кузнецов: Стрит-арт — как свежая газета, странно хранить ее долгие годы Сергей Кузнецов: Стрит-арт — как свежая газета, странно хранить ее долгие годы

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о стрит-арте

СНОБ
Открыть в приложении