Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

МонокльКультура

Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей»

Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

Вячеслав Суриков

Владимир Кошевой и Олеся Соколова в спектакле «Мейерхольд. Чужой театр». Фото: пресс-служба Национального Драматического театра России (Александринского театра)

Всеволод Мейерхольд — третья роль Владимира Кошевого в спектаклях Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра. Их совместная работа началась с создания образа Иосифа Сталина в спектакле «Рождение Сталина». Затем Кошевой вышел на сцену Александринского театра в роли Подколесина в «Женитьбе». Кроме того, он сыграл одну из ролей в фильме Валерия Фокина «Петрополис».

Владимир Кошевой принадлежит к числу актеров, глубоко вникающих в исторические обстоятельства, в которых формировались прототипы его сценических героев. В спектаклях «Рождение Сталина» и «Чужой театр» он воплощает на сцене персонажей, соотнесенных друг с другом в исторической реальности как палач и жертва. «Монокль» поговорил с актером о том, как он переключается между этими двумя образами и каких усилий от него требуют та и другая роль.

— В спектакле есть несколько переходов из жанра документального театра в реальность сновидения. Как вы их переживаете?

— В спектакле таких переходов, когда герои спектакля погружаются в сны-воспоминания, три. Они приоткрывают для зрителя закулисную жизнь театра. Это всегда интересно, поскольку мало кто из режиссеров допускает к репетиционному процессу не вовлеченных в него людей. В этих сценах достоверно реконструирован процесс репетиций Всеволода Мейерхольда. Мой персонаж, например, оценивает актерскую игру словом «хорошо». Сохранились свидетельства актеров о том, что это слово могло быть пиком поддержки актера. Он готов был взлететь, после того как слышал «хорошо» от Мейерхольда. В начале спектакля я сижу в первом ряду зрительного зала, слушаю тех, кто выступает на сцене, и должен как-то реагировать, но зрители видят только мою спину. Их внимание тоже обращено на тех, кто произносит монологи. Я должен держать состояние присутствия и в то же время фантазировать, как проведу репетицию, как буду манипулировать актерами, которые должны попасть в заданный ритм. Незадолго до начала сна-воспоминания начинаю себя обманывать — убеждать, что у меня еще есть время до выхода на сцену. Я оттягиваю приближение момента перехода из бытового пространства в небытовое.

Фокин — режиссер метафизический. Он ломает актерские стереотипы. Работать с ним интересно и трудно. Ты должен быть как чистый лист и попасть в поток его мысли. Должен сразу перевоплотиться в персонажа и дать от него реакцию. Я записываю все его замечания в специальную тетрадку. И каждый раз перечитываю их, перед тем как играть роль. Иногда мне требуется время, чтобы осознать их точность и глубину. Играя роль Сталина, я с годами открываю для себя новые грани этого образа. Думаю, образ Мейерхольда тоже будет трансформироваться с течением времени.

Режиссер спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» Валерий Фокин. Фото: пресс-служба Национального Драматического театра России (Александринского театра)

— Переход в состояние человека, обладающего абсолютной властью над актерами, происходит, когда вы еще сидите спиной к зрителям или когда выходите на сцену?

— Это состояние рождается, пока я сижу в зрительном зале. Моих глаз в тот момент никто не видит. Одна зрительница призналась, что очень хотела бы заглянуть в них. Но она и все остальные могут только догадываться о том, что происходит в это время с моим персонажем. Он слушает, как один из артистов говорит ему в глаза неприятную правду про него самого и его жену. А чуть позже этот же артист будет выполнять все распоряжения Мейерхольда — и пусть попробует ослушаться. И если он скажет: «Я не понимаю эту паузу», — то распрощается с театром. Мейерхольду не надо задавать вопросы — надо сделать так, как он просит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Самые смертельные и опасные места в России и ее окрестностях Самые смертельные и опасные места в России и ее окрестностях

Куда пойти убиться: пункты назначения, чтобы увидеть и умереть

Maxim
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Как вернуть веру в себя после отношений с нарциссом: 5 шагов Как вернуть веру в себя после отношений с нарциссом: 5 шагов

Как же восстановить силы и вернуть уверенность после расставания с нарциссом?

Psychologies
Познаются в беде? 5 мифов о дружбе Познаются в беде? 5 мифов о дружбе

Какие мифы о дружбе до сих пор верны, а какие давно устарели?

Psychologies
30 совершенно летних дел 30 совершенно летних дел

Все эти дела надо успеть переделать, чтобы не опоздать на целое лето!

Лиза
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

«Город будущего», проблемы архитекторов и «Жилая единица» в Марселе

Знание – сила
Оттенки неба Оттенки неба

Почему небо может принимать те или иные цвета в разных местах?

Знание – сила
П. – это Александр Сергеевич Пушкин П. – это Александр Сергеевич Пушкин

Большая и обстоятельная статья о Пушкине в словаре Брокгауза и Ефрона

Знание – сила
Диски и колодки. Как продлить жизнь тормозам Диски и колодки. Как продлить жизнь тормозам

Лайфхаки, которые помогут вам сберечь тормоза

4x4 Club
Сплошное расстройство Сплошное расстройство

Как себя обезопасить от кишечных неприятностей?

Лиза
«Язык как инстинкт» «Язык как инстинкт»

Как мы воспринимаем речь

N+1
Двушка за миллион Двушка за миллион

Универсальная реализация дизайн-флиппинга в небольшой квартире

Идеи Вашего Дома
Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134 Как из неудачника сделать «небесного дьявола». История создания самолета Ту-134

Как туполевские авиаконструкторы создали пассажирский реактивный самолет

ТехИнсайдер
Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача» Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача»

Как клиенты банков приходят к пониманию, что время дороже золота?

СНОБ
На радиоволне На радиоволне

Стильные и атмосферные апартаменты в здании бывшего НИИ радиосвязи

Идеи Вашего Дома
Принятие женского тела и протесты в Иране: феминистская повестка Канн-2024 Принятие женского тела и протесты в Иране: феминистская повестка Канн-2024

Как Канны-2024 отображают глобальный тренд в мировом кино

Forbes
Какими были стоянки верхнего палеолита? Какими были стоянки верхнего палеолита?

Можно ли по «радиоуглероду» узнать, какими были палеолитические стоянки?

Наука и жизнь
Исторический роман о жизни великого мудреца. Йохи Брандес: «Сад Акивы» Исторический роман о жизни великого мудреца. Йохи Брандес: «Сад Акивы»

Глава из исторического романа об особом периоде в истории еврейского народа

СНОБ
Мэрил Стрип — 75 лет: вспоминаем самые выдающиеся роли актрисы Мэрил Стрип — 75 лет: вспоминаем самые выдающиеся роли актрисы

Восемь ролей, которые раскрывают многогранный талант Мэрил Стрип

Forbes
Что делать, когда старые травмы напоминают о себе: 4 шага Что делать, когда старые травмы напоминают о себе: 4 шага

Почему травмы возвращаются? Как с ними справляться?

Psychologies
Реальное и виртуальное. Сколько у нас миров Реальное и виртуальное. Сколько у нас миров

Как устроены онлайн-аватары, как скоро нам предстоит общаться с ботами на равных

СНОБ
Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе

«Полночь с дьяволом» — история про вечернее телешоу, которое пошло не по плану

Правила жизни
Почему намерзает задняя стенка холодильника: 10 причин неисправности Почему намерзает задняя стенка холодильника: 10 причин неисправности

Если на задней стенке холодильника появился лед, значит, что-то идет не так

CHIP
Город-Гилёв Город-Гилёв

Разговор с Сергеем Гилевым о каньонах, злодеях, банях и работе охранником

Правила жизни
Стресс и месячные Стресс и месячные

Как нервное напряжением влияет на менструальный цикл

Лиза
Большая маленькая душа Большая маленькая душа

Seville и Nick Riin: об удачном творческом союзе и о жизненном пути каждого

OK!
Петер Фламм: «Я» — обретенная классика Петер Фламм: «Я» — обретенная классика

Фрагмент забытого романа: Петер Фламм «Я»

СНОБ
Открыть в приложении