Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

МонокльКультура

Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей»

Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

Вячеслав Суриков

Владимир Кошевой и Олеся Соколова в спектакле «Мейерхольд. Чужой театр». Фото: пресс-служба Национального Драматического театра России (Александринского театра)

Всеволод Мейерхольд — третья роль Владимира Кошевого в спектаклях Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра. Их совместная работа началась с создания образа Иосифа Сталина в спектакле «Рождение Сталина». Затем Кошевой вышел на сцену Александринского театра в роли Подколесина в «Женитьбе». Кроме того, он сыграл одну из ролей в фильме Валерия Фокина «Петрополис».

Владимир Кошевой принадлежит к числу актеров, глубоко вникающих в исторические обстоятельства, в которых формировались прототипы его сценических героев. В спектаклях «Рождение Сталина» и «Чужой театр» он воплощает на сцене персонажей, соотнесенных друг с другом в исторической реальности как палач и жертва. «Монокль» поговорил с актером о том, как он переключается между этими двумя образами и каких усилий от него требуют та и другая роль.

— В спектакле есть несколько переходов из жанра документального театра в реальность сновидения. Как вы их переживаете?

— В спектакле таких переходов, когда герои спектакля погружаются в сны-воспоминания, три. Они приоткрывают для зрителя закулисную жизнь театра. Это всегда интересно, поскольку мало кто из режиссеров допускает к репетиционному процессу не вовлеченных в него людей. В этих сценах достоверно реконструирован процесс репетиций Всеволода Мейерхольда. Мой персонаж, например, оценивает актерскую игру словом «хорошо». Сохранились свидетельства актеров о том, что это слово могло быть пиком поддержки актера. Он готов был взлететь, после того как слышал «хорошо» от Мейерхольда. В начале спектакля я сижу в первом ряду зрительного зала, слушаю тех, кто выступает на сцене, и должен как-то реагировать, но зрители видят только мою спину. Их внимание тоже обращено на тех, кто произносит монологи. Я должен держать состояние присутствия и в то же время фантазировать, как проведу репетицию, как буду манипулировать актерами, которые должны попасть в заданный ритм. Незадолго до начала сна-воспоминания начинаю себя обманывать — убеждать, что у меня еще есть время до выхода на сцену. Я оттягиваю приближение момента перехода из бытового пространства в небытовое.

Фокин — режиссер метафизический. Он ломает актерские стереотипы. Работать с ним интересно и трудно. Ты должен быть как чистый лист и попасть в поток его мысли. Должен сразу перевоплотиться в персонажа и дать от него реакцию. Я записываю все его замечания в специальную тетрадку. И каждый раз перечитываю их, перед тем как играть роль. Иногда мне требуется время, чтобы осознать их точность и глубину. Играя роль Сталина, я с годами открываю для себя новые грани этого образа. Думаю, образ Мейерхольда тоже будет трансформироваться с течением времени.

Режиссер спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» Валерий Фокин. Фото: пресс-служба Национального Драматического театра России (Александринского театра)

— Переход в состояние человека, обладающего абсолютной властью над актерами, происходит, когда вы еще сидите спиной к зрителям или когда выходите на сцену?

— Это состояние рождается, пока я сижу в зрительном зале. Моих глаз в тот момент никто не видит. Одна зрительница призналась, что очень хотела бы заглянуть в них. Но она и все остальные могут только догадываться о том, что происходит в это время с моим персонажем. Он слушает, как один из артистов говорит ему в глаза неприятную правду про него самого и его жену. А чуть позже этот же артист будет выполнять все распоряжения Мейерхольда — и пусть попробует ослушаться. И если он скажет: «Я не понимаю эту паузу», — то распрощается с театром. Мейерхольду не надо задавать вопросы — надо сделать так, как он просит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов «Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов

Закон о платформенной экономике: рынок ждёт правил для онлайн-торговли

Монокль
«Буран» против Space Shuttle: почему два космических челнока только кажутся похожими «Буран» против Space Shuttle: почему два космических челнока только кажутся похожими

Чем отличаются космические челноки «Буран» и Space Shuttle?

ТехИнсайдер
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России» О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России»

Почему сложилась острая ситуация с мигрантам?

ФедералПресс
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Ай да роль! Российские актеры, сыгравшие Пушкина в кино – кто больше похож? Ай да роль! Российские актеры, сыгравшие Пушкина в кино – кто больше похож?

Кому из российских актеров удалось точнее других попасть в образ Пушкина

VOICE
«Петергоф» «Петергоф»

Команда «Петергофа» завершила 20-летнюю реставрацию Китайского дворца

Собака.ru
«Нельзя сажать за художественное творчество»: отрывок из мемуаров Зои Богуславской «Нельзя сажать за художественное творчество»: отрывок из мемуаров Зои Богуславской

Отрывок из альбома воспоминаний «Всегда, Зоя!» о Зое Богуславской

Forbes
Пепел и пыль: 5 самых страшных ядерных катастроф в истории Пепел и пыль: 5 самых страшных ядерных катастроф в истории

Рассказываем о пяти катастрофах из истории атомной промышленности

ТехИнсайдер
Как поднять самооценку после того, как вас бросили: рекомендации психолога Как поднять самооценку после того, как вас бросили: рекомендации психолога

Как восстановить самооценку после тяжелого разрыва?

Psychologies
Модель для прогнозирования штормовых приливов, использует ИИ и законы физики Модель для прогнозирования штормовых приливов, использует ИИ и законы физики

Как законы физики помогают в обучении и совершенствовании ИИ-моделей

ТехИнсайдер
Как работает единственная приливная электростанция России или Затянувшийся эксперимент Как работает единственная приливная электростанция России или Затянувшийся эксперимент

Почему проект Кислогубской ПЭС не получил развития?

ТехИнсайдер
Шелест природы Шелест природы

Олицетворение эстетики экостиля в двухкомнатной квартире

Идеи Вашего Дома
Морской «портфель»: перспективы судостроения без импортного оборудования Морской «портфель»: перспективы судостроения без импортного оборудования

Удается ли судостроительной отрасли справиться с трудностями?

ФедералПресс
Симптомы паники без реальной угрозы: что помогает справиться с аэрофобией Симптомы паники без реальной угрозы: что помогает справиться с аэрофобией

Почему возникает аэрофобия, как она влияет на психику и физическое состояние?

Forbes
Сделано для себя Сделано для себя

К каких интерьерах живут сами архитекторы или дизайнеры, какие строят дома?

Идеи Вашего Дома
Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва» Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва»

«Сыграла обычную деревенскую бабу, но с огоньком — бабу-звезду, бабу-заводилу»

Коллекция. Караван историй
ЦФА: сырые, но вкусные ЦФА: сырые, но вкусные

Как скорость и дешевизна цифровых финансовых активов привлекает бизнес

Монокль
По картелям ударят цифрой По картелям ударят цифрой

Новая цифровая платформа «Антикартель» будет бороться с картельными сговорами

Монокль
The Troubles: 30-летний ирландский конфликт The Troubles: 30-летний ирландский конфликт

Ирландская смута: как протекал конфликт The Troubles в Северной Ирландии

ТехИнсайдер
Шары с градусом: как бывшая учительница из США разбогатела на готовых коктейлях Шары с градусом: как бывшая учительница из США разбогатела на готовых коктейлях

Как Меррили Кик удалось построить прибыльный бизнес алкогольных коктейлей

Forbes
Лето – это любовь Лето – это любовь

Городские локации и природные места, которые приятно посетить вместе с любимым

Лиза
Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать

Все о падении уровня антифриза: куда уходит, что смотреть, как чинить

РБК
Дмитрий Полынцев Дмитрий Полынцев

Дмитрий Полынцев основал и возглавляет один из самых успешных холдингов страны

Собака.ru
Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления

Как вернуть «человека живого, хозяйствующего» в практику и теорию экономики

Монокль
Принципы принцессы Анны Принципы принцессы Анны

О чем выборы киногероев говорят экономисту

N+1
Право на культурный дресс-код Право на культурный дресс-код

Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

Монокль
Медицина в цифре Медицина в цифре

Искусственный интеллект впервые в истории меняет соотношение сил в медицине

СНОБ
Что такое AWD: как работает, плюсы и минусы, отличия от 4WD Что такое AWD: как работает, плюсы и минусы, отличия от 4WD

Разбираемся в том, что скрывается под тремя буквами с окончанием «WD»

РБК
«Грибная убийца»: австралийка отравила родственников бывшего мужа на семейном ужине «Грибная убийца»: австралийка отравила родственников бывшего мужа на семейном ужине

Эрин Паттерсон устроила ужин, через неделю после которого родственники умерли

Psychologies
Открыть в приложении