Баба Яга и таролог: как бизнес строит имидж через необычные вакансии
В 2023 году на рынке труда стали появляться необычные вакансии, например штатного астролога или таролога. Количество таких вакансий растет и часто их размещают крупные игроки. Компании используют сервисы для поиска сотрудников в качестве PR-инструмента, публикуя необычные и странные вакансии, которые начинают обсуждать в соцсетях, считают эксперты. Иногда это делается в рамках задачи по повышению узнаваемости и формированию HR-бренда, а иногда — просто из-за того, что у пресс-службы не выполнен план по публикациям за месяц, полагают собеседники Forbes.
HR-таролог
Весной СМИ обратили внимание на необычную вакансию: X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») искал в штат HR-таролога, а вслед за ретейлером аналогичную вакансию разместил и Киржачский инструментальный завод. Вскоре представитель завода рассказал СМИ, что полностью скопировал вакансию X5 Group ради привлечения внимания соискателей. Вакансии была размещены на сайте hh.ru, подтвердили представители платформы.
В Х5 гадателю предлагался «собственный кабинет (место силы)», «корпоративные скидки в лавках магических товаров и магазинах сетей X5», а также оформление по Трудовому кодексу. От таролога требовалось заниматься «созданием продуктивного диалога между разными поколениями сотрудников и методиками адаптации новых сотрудников на основе таро-прогнозов и индивидуальных характеристик».
«При сегодняшнем дефиците кадров работодатели ищут персонал, борются за сильных кандидатов, и в этой гонке один из главных инструментов — правильно оформленная вакансия, — поясняет руководитель направления маркетинговых исследований HeadHunter Мария Игнатова. — При этом все чаще появляются кейсы, когда вакансию используют как маркетинговый инструмент для решения самых разных задач — от продвижения бренда самой компании до привлечения внимания к одному из проектов. Мы постоянно фиксируем необычные и редкие вакансии, всего таких по прошлому году уже около 1000».
Официальный представитель Х5 не стал комментировать Forbes, удалось ли закрыть вакансию таролога и с какой целью компания пыталась нанять такого сотрудника. Собеседник Forbes, знакомый с ситуацией в компании, уверяет, что эта однократная акция была проведена для привлечения внимания. «Есть ощущение, что это больше маркетинговый ход, чем реальная работа», — считает Игнатова.
Креатив и имидж
Эксперты рекрутинга выражают двоякое отношение к экстравагантно описанным вакансиям. «Креативные, необычные вакансии действительно могут привлечь внимание соискателей и даже интерес со стороны СМИ, что приводит к резкому увеличению просмотров, однако зачастую такие вакансии проигрывают составленным более грамотно по релевантным откликам», — считает Игнатова из HeadHunter. По ее словам, название вакансии — это первое, на что смотрят соискатели.
«При этом проблемой может быть название самой вакансии или перебор с креативом: «повелитель роботов», «бог коммуникаций», «сверхчеловек», «волшебник» и так далее сменили безликое «старший специалист», «начальник отдела», — продолжает Игнатова. — Когда люди ищут работу, им нужны не креатив и не загадки, а конкретика. Листая список вакансий, соискатели смотрят в первую очередь на название, во вторую — на зарплату, в третью — на работодателя».