Плавучие школы и больницы, плантации суперфудов – как живут в Амазонии

Вокруг светаПутешествия

Все течет, все меняется

Жизнь на берегах Амазонки полна экзотики. Плавучие школы и больницы, плантации суперфудов и даже опера в джунглях – все это можно увидеть в крупнейшем бразильском штате, где побывала наш корреспондент.

Текст и фото: Мария Белоковыльская

«У нас тут как в Париже, только вместо Сены – Амазонка», – Луис, 60-летний бразилец с мальчишескими вихрами, встречает меня в лобби гостиницы. Это мое первое утро после ночного рейса из Сан-Паулу в Манаус – столицу и крупнейший город в бразильском штате Амазонас. На улице идет мелкий дождь, и воздух настолько влажный, что я тут же становлюсь обладательницей модной укладки «девушка серфера» – приятный побочный эффект тропического климата. У нас с Луисом большие планы: сегодня мы отправимся в путешествие по Амазонке и даже познакомимся с теми, кто живет на берегах. Но прежде – короткая прогулка по городу, в котором мой гид родился и вырос.

Луис совсем не похож на бразильца. Если бы не тропический загар, то его можно было бы принять за европейца. «Я португало-индеец, – подтверждает он мои догадки. – Таких, как я, называют кабокло, или «пришедшие из леса». Мои предки по отцу – европейцы из Сенегала, а по материнской линии все из амазонских племен. У нас даже праздник такой есть: День кабокло. Отмечают каждый год 24 июня».

Во второй половине XIX века в Амазонию приезжало много белых мужчин. Всех их влекла перспектива заработка. В то время как Северную Америку охватила золотая лихорадка, в Бразилии давали о себе знать симптомы лихорадки каучуковой. Мировой спрос на резину достиг исторического максимума. Владельцы каучуковых плантаций делали колоссальные состояния и обеспечивали работой тысячи приезжих. Экономический бум привел к подъему культуры. В растущие города привлекали европейских архитекторов, плантаторы стремились окружить себя роскошью и красотой. «В те времена Манаус и получил свое прозвище «тропический Париж», – рассказывает Луис. – Тут даже оперу построили, а материалы для нее везли со всей Европы».

Создатели Театро Амазонас не шли на компромиссы ни в чем: материалы для своего будущего шедевра они заказывали со всей Европы

Мы стоим на мостовой у Амазонского театра – пожалуй, самого эклектичного театра в мире. Розовый фасад в неоклассическом стиле увенчан куполом, покрытым яркой мозаикой. Купол похож на те, что можно увидеть на средневековых мечетях. Кажется, что его приделали к зданию случайно: уж слишком он «выпадает» из архитектурной концепции. С другой стороны, эта особенность делает Театро Амазонас узнаваемым. Будь он просто красивым зданием, без изюминки, – его было бы труднее запомнить.

«Жалко, что ты не носишь каблуки, – внезапно говорит Луис. – Если бы ты была в туфлях, то я попросил бы тебя пройтись по мостовой у театра». Я немного смущаюсь: к чему такая резкая смена темы? «Посмотри под ноги, – продолжает гид. – Не видишь ничего необычного?» Я в растерянности. Ну разве что брусчатка непривычно темного цвета – обычно она серая. «Ладно, не буду тебя мучить. Мостовая сделана из каучука». И тут я понимаю, к чему был пассаж про туфли. Если пройтись по каучуковой брусчатке, то характерного стука каблуков не будет. Какое прекрасное шумоподавляющее изобретение! Но что сподвигло строителей оперы пойти на такие хитрости? «Во время спектаклей окна в здании были открыты, а по мостовой ездили конные повозки, – объясняет Луис. – Вот брусчатку и сделали резиновой – чтобы лошади не стучали копытами и не мешали зрителям наслаждаться актерской игрой».

Создатели Театро Амазонас не шли на компромиссы ни в чем. Материалы для своего будущего шедевра они заказывали из Европы. Французская мебель, итальянский мрамор, стекло с острова Мурано отправлялись в джунгли, в сердце бразильской сельвы. Звучит как полное безумие, но средства позволяли плантаторам воплощать в жизнь самые амбициозные, на грани помешательства, затеи.

Речной порт, по сути, аналог международного аэропорта. Недалеко от него – фруктовый рынок, куда свозят грузовиками бананы, ананасы и экзотику вроде купуасу

Опера заработала в 1896 году в разгар каучуковой лихорадки. Слава тропического Парижа гремела по обе стороны океана: на открытии выступил Энрико Карузо, в Манаусе танцевала Анна Павлова. Но блистательная история оказалась короткой. Когда спрос на бразильскую резину упал, вчерашним миллионерам стало не до великих теноров и похождений Дона Жуана. Театр опустел вместе с кошельками каучуковых баронов. Целых 90 лет тут не было ни единого спектакля. За это время здание пришло в такое удручающее состояние, что мозаичный купол начал проваливаться. Легенда «прекрасной эпохи» оказалась как никогда близка к забвению. Но ей суждено было вынырнуть из небытия. А вышло все случайно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Старость – не данность Старость – не данность

Можно ли на самом деле хотя бы замедлить старение?

Вокруг света
Репейницы преодолели более 4200 километров и добрались из Африки в Южную Америку Репейницы преодолели более 4200 километров и добрались из Африки в Южную Америку

Зоологи установили происхождение нескольких бабочек-репейниц

N+1
Непокорный хан Кучум Непокорный хан Кучум

Как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании

Вокруг света
«Удивительно, что эта система просуществовала так недолго» «Удивительно, что эта система просуществовала так недолго»

Олег Хлевнюк об устойчивости и скрытых механизмах советского способа управления

Weekend
Дышащие под водой Дышащие под водой

Могут ли, с точки зрения науки, человекоподобные существа жить под водой?

Вокруг света
«В факторинге по-другому: забираешь свои деньги и уже никому их не отдаешь» «В факторинге по-другому: забираешь свои деньги и уже никому их не отдаешь»

Игорь Лысенко о том, как изменился рынок факторинга за десять лет

Деньги
На краю земли На краю земли

Столетиями маяки выдерживают натиск стихии, подавая спасительные сигналы

Вокруг света
«Манеж» «Манеж»

Участники команды ЦВЗ «Манеж» спродюсировали самую важную выставку 2024 года

Собака.ru
Город фестивалей Город фестивалей

1000 лет Суздалю – в чем сомневаются историки?

Вокруг света
Гайки и байки: внук Церетели назвал любимые работы своего деда Гайки и байки: внук Церетели назвал любимые работы своего деда

Внук Зураба Церетели выбирает 7 скульптур своего деда

СНОБ
Вода и камень Вода и камень

Грандиозные ирригационные сооружения прошлого, дошедшие до нашего времени

Вокруг света
Эксперты назвали главные риски, связанные с развитием генеративного ИИ Эксперты назвали главные риски, связанные с развитием генеративного ИИ

Чем нам угрожает развитие генеративного искусственного интеллекта?

Forbes
Месть пиратки Жанны Месть пиратки Жанны

За что и кому мстила предводительница пиратов?

Вокруг света
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

5 шагов к экосаду: основные правила и запреты

Лиза
Сдвинувший материки Сдвинувший материки

Альфред Вегенер – человек, понявший, что континенты движутся

Вокруг света
Фанатские теории про Гарри Поттера, которые все меняют Фанатские теории про Гарри Поттера, которые все меняют

Шпионская сеть Дамблдора, настоящий избранный и самая большая тайна Снейпа

Maxim
Консерватор и консервант Консерватор и консервант

От «рыцаря без страха и упрёка» до «цепного пса режима» и обратно

Дилетант
Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми

Как преобразилась и продолжает меняться Пермь благодаря Дягилевскому фестивалю

РБК
Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы

Нейромаркетинг изучает потребительское поведение и маркетинговые стратегии

Вокруг света
Сергей Тиснек Сергей Тиснек

Рисунки художника Сергея Тиснека — фовистские, но очень милые коты

Собака.ru
Оттенки неба Оттенки неба

Почему небо может принимать те или иные цвета в разных местах?

Знание – сила
Айдар Галяутдинов Айдар Галяутдинов

«Мы должны быть не спринтерами, а марафонцами»

Агроинвестор
Психология имиджа Психология имиджа

Как внешний вид помогает добиться успеха

Лиза
Переработки за бесценок: что и в каких условиях шьют женщины в российских колониях Переработки за бесценок: что и в каких условиях шьют женщины в российских колониях

Сколько получают женщины в колониях? Помогут ли им новые навыки на свободе?

Forbes
Лёня Немодный: Знаковый перебор Лёня Немодный: Знаковый перебор

Зачем так часто меняют дорожные знаки?

4x4 Club
Чудеса Дагестана Чудеса Дагестана

В последние годы Дагестан стал настоящей меккой для туристов

Отдых в России
Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли» Маргарита Аброськина: «Мне на многое интересно пойти ради роли»

Нам, балетным детям, казалось, что все остальные люди в мире — неудачники

Караван историй
Правая рука Лагерфельда: как Виржини Виар отдала 37 лет жизни модному дому Chanel Правая рука Лагерфельда: как Виржини Виар отдала 37 лет жизни модному дому Chanel

Какой карьерный путь прошла Виржини Виар за время работы в Chanel

Forbes
Юлия Жукова Юлия Жукова

Юлия Жукова открыла сверхсовременное трикотажное производство на Петроградке

Собака.ru
В древнем аланском погребении обнаружили костяные коньки В древнем аланском погребении обнаружили костяные коньки

Результаты раскопок на курганном могильнике на границе Северной Осетии и Чечни

N+1
Открыть в приложении