Сериал про семью как самая крепкая и живучая киноконструкция

WeekendСобытия

Стабильность — это кризис

Сериал про семью как самая крепкая и живучая киноконструкция

Текст: Василий Степанов

Фото: 20th Television Animation, Curiosity Company, Fox Television Animation, Gracie Films

Тема семьи — конфликтов и кризисов семейной жизни — всегда была важнейшим источником для сериального сюжетостроения. Невозможно вспомнить все многосезонные драмы, комедии, боевики и хорроры, посвященные превратностям существования людей, которые повязаны родством и общими интересами. Семья — это долг, чувство плюс немного изоляции, то есть вечный источник драматургии. Однако когда кризис растягивается на годы, он сам по себе дарит ощущение своего рода надежности, стабильности, сна, из которого не способны вывести даже финальные титры. Чем шире раздвигаются хронологические рамки, тем отчетливее за каждым фиаско мерещится подъем, а за каждой катастрофой — новый успех. Ничего устойчивее семьи и телевизионных семейных драм в природе, кажется, не придумано. Тут, как в «Санта-Барбаре», возникает стабильность такого рода, что покончить с ней может только зритель, взявший в руки пульт.

Семья на диване

«Симпсоны», 1989–

«Одна счастливая американская семья постепенно начинает замечать, что реальность меняет свои очертания» — примерно такими словами можно было бы описать сюжет каждой отдельной серии «Симпсонов». Разве что слово «постепенно» не очень уместно. Каждая серия «Симпсонов» — американские горки. За полчаса хронометража — минимум два-три сальто-мортале, которые переворачивают все с ног на голову, в корне меняя направление сюжета, причем первый кувырок обычно случается сразу за титрами. Однако драматургическая волатильность каждой конкретной серии не избавляет от ощущения стабильности. Эффект усугубляется и тем, что анимационное шоу выходит уже, страшно сказать, больше 35 лет. У этой экранной стабильности несколько столпов: невзрослеющие дети, бесконечные «Шоу Щекотки и Царапки» в телевизоре и главное — коричневый диван, на котором оказываются главные герои в начале каждой серии, завершив рутинные дела своего трудного дня. Это будет навсегда, пока не кончится. Папа Гомер сваливает с опостылевшей работы на местной АЭС, Мардж и Мэгги рулят из магазина с покупками, Лиза выходит из музыкальной школы с саксофоном, а Барт, отбыв традиционное наказание у доски, прибывает на скейте из школы. Обычная жизнь обычной американской семьи Симпсонов полна неожиданностей, но кое в чем чрезвычайно предсказуема. Не поэтому ли так хорошо работают легендарные сбывающиеся предсказания сериала?

Семья на терапии

Фото: Brillstein Entertainment Partners, Home Box Office (HBO), Park Entertainment

«Клан Сопрано», 1999–2007

Дон Корлеоне хвалил мужчин, которые проводят время с семьей, и сам «Крестный отец» Копполы в первую очередь был не гангстерским фильмом, а семейной драмой, пышной историей распада патриархальной фамилии, которую, сжав зубы, пытается удержать от краха сын дона Корлеоне Майкл. Впрочем, именно это ее и губит — его старание. Логично, что и «Клан Сопрано» при всем ревизионизме, с которым создатели сериала смотрят на феномен мафии, сосредоточен прежде всего на делах семейных. Шесть сезонов и 86 серий «Клана Сопрано» — это история взросления детей, перманентного семейного кризиса и терапии главного героя, отца, мужа и сына Тони Сопрано, который и тяготится семейными отношениями, и непредставим без них. Если есть в сериале что-то постоянное — то это кухня, на которую выходит главный герой в трусах и майке, чтобы перехватить из холодильника вчерашних тальятелле и мортаделлы, это супружеская кровать, в которой Тони смотрит свои бесконечные документальные программы про войну, это барбекю, с которым мафиозный капо справляется, стоя на своей лужайке. Сопрано, может, и не идеальный отец, но он старается, и тем печальнее, что, несмотря на все его попытки удержать контроль, спорынья хаоса отравляет любимый им мир. Преступные деньги заселяются в ведро с кормом для уток, ближайшие родственники норовят воткнуть нож в спину, а медведь приходит из леса прямо к его бассейну. К счастью, авторы благородно оставляют зрителя в неведении, оборвав сериал семейным ужином с любимыми луковыми кольцами,— бог знает, чем все это закончится, но пока длится кино, эта семья, кажется, будет счастлива.

Семья на кухне

Фото: Media Res

«Сцены из супружеской жизни», 1973

Свое главное произведение о семейной жизни Ингмар Бергман написал на заказ за шесть недель в надежде снять шестисерийник для телевидения практически без денег. Сказано — сделано, «Сцены из супружеской жизни», несмотря на свою «беззатратность», поражают легкостью и веселым, игривым нравом. Очевидно, тот факт, что картина делалась для ТВ, а не для кинопроката, подарил и автору, и актерам ощущение свободы. По сюжету главные герои Бергмана не могут жить вместе, но и друг без друга обойтись не в силах. Эта неспособность на другое существование обрекает их на жестокость и страдания особого рода — изощренную пляску, но не смерти (как это часто бывает в кино Бергмана), а жизни. Особенно трогают в бергмановском телевизионном шедевре будничность интонации и внимание к деталям быта — ко всем этим полуночным бутербродам и пиву, которыми заедают и запивают герои свои невыносимые мысли. Так и будет всегда, лишь бы холодильник не оскудевал. «Можно быть большим, толстым и всегда в хорошем настроении»,— уверена героиня Лив Ульман. Да, действительно, если не это — остается только чистое безумие. Увы, из новой американской версии Хагая Леви и Эми Херцог эта бытовуха ушла за счет театрального приема слома «четвертой стены». «Сцены из супружеской жизни» превратились в своего рода сон из супружеской жизни, от которого в какой-то момент будет радостно очнуться.

Семья на отдыхе

Фото: Rip Cord Productions

«Белый лотос», 2021–

Семейный отдых на райском курорте — это трудно. Ведь отпуск — это утопический идеал, а если проверку этим идеалом проходит обычная счастливая и без туристических буклетов, как с картинки, семья, жди беды. Беда предсказуемо случается в обоих сезонах «Белого лотоса» — на Мауи и на Сицилии. Но вряд ли даже преступление способно разрушить витрину семейного преуспевания. По крайней мере, создавший «Белый лотос» Майк Уайт, несмотря на все свои сатирические старания, особого успеха с белозубыми Моссбахерами в первом сезоне и италоамериканцами Ди Грассо во втором не добивается. Да, конечно, какие-то царапины на этой гладко отполированной поверхности семейного счастья и благоденствия появляются, но будьте уверены, их легко отшлифует возвращение домой в привычное окружение, где уже не нужно думать о том, куда идти и что делать.

Семья на задании

«Американцы», 2013–2018

Говоря, что «семья — это ячейка общества», Энгельс не зря употребил именно слово «ячейка», которое так хорошо подходит для диверсантов, подпольщиков и прочих тайных агентов. Да, каждая семья, с одной стороны, часть общества, а с другой стороны — нечто этому большому обществу антагонистическое, неизбежно противостоящее ему. Каждая семья что-то скрывает от соседей и мира за стеной — как говорится, в каждой избушке свои погремушки. Для «Американцев» эта неизбежная дихотомия своих среди чужих — основа сюжета. Главные герои — Надежда и Михаил — обычная американская ячейка советских шпионов. С двумя детьми, бытовыми проблемами, заданиями из московского центра и соседом из ФБР. Да, стабильность — это когда ты можешь вернуться, выполнив очередную невыполнимую миссию, и тихо в семейном кругу посмотреть «Москва слезам не верит» и умилиться «Гаражу». В конце концов, такая семья все вытерпит — даже распад империи.

Семья на пособии

Фото: Bonanza Productions, John Wells Productions, Showtime, Warner Bros. Television

«Бесстыжие», 2011–2021

Семья — феномен экономический. Деньги надежно скрепляют людей, но еще надежней сбивают их вместе нищета и те трудности, которые с ней приходят. Английские «Бесстыжие» держались на богатой национальной традиции острого разговора на социальные темы и изображения пролетарских будней, от Чарльза Диккенса до Кена Лоуча, и впечатляли разве что тех, кто никогда не слышал о британском «кухонном реализме», американская же версия выглядела для зрителей внутри США куда проблематичнее, несмотря даже на отменно ухоженные и в этом смысле остраняющие зубы алкаша Фрэнка Галлагера в исполнении Уильяма Эйч Мейси. С «Бесстыжими» представители маргинальных классов Америки вышли в люди из гетто фильмов ужасов и диких эксплуатационных телешоу — прямиком на платное кабельное телевидение. Да, неприглядность описания white trash никуда не делась, однако формат премиум-сериала лишил ситуацию борьбы за выживание свойственной ей остроты. Когда борьба за печень и скидочные купоны идет сезон за сезоном, это уже не хоррор, а просто жизнь со всеми присущими ей удовольствиями. Ведь в отрицании традиционной морали и логики успеха тоже можно обрести свою стабильность, даже если обществом она порицается.

Семья на войне

Фото: Bighead Littlehead, Generator Entertainment, HBO, Television 360

«Игра престолов», 2011–2019

Семейные узы надежно делят мир на своих и чужих. В «Игре престолов» много достойных фамилий, каждая из которых чтит свое семейное древо и с готовностью рубит чужое на дрова, буде представится на то случай, ведь зима близко. Главной из них, безусловно, являются Таргариены — только у них есть эффектные домашние животные в виде драконов. Однако самое любопытное и прогрессивное из всех поразительных семейств в сериале по романам Джорджа Р.Р. Мартина — это все-таки Ланнистеры. Великий дом финансистов и богачей, которые «всегда платят», золотые львы Вестероса Ланнистеры — слишком современные для древнего мира, слишком расчетливые и капиталистически подкованные, слишком плодовитые и красивые. Рацио делает их теми, кого мы видим в сериале, рацио возносит на Железный трон — и оно же сводит с исторической арены. Какой из этого стоит сделать вывод? Пожалуй, только один: надежные семейные отношения почти всегда лежат вне разумного. В них всегда слишком много архаики, слишком много органики. А если нет, то стабильность грустно кончается в сортире.

Семья на выборах

Фото: Gary Sanchez Productions, Hyperobject Industries, Project Zeus

«Наследники», 2018–2023

Наследство и преемственность — понятия для разговора о семье сущностные. Как понятие сепарации для современной психотерапии. Процесс сепарации, конечно, может затянуться особенно, когда ты в шаге от того, чтобы унаследовать огромную семейную империю. Тут уж выбирать не приходится. «Наследники» — сериал о взаимном разрушении как о большой семейной традиции (в каком-то смысле об этом же и «Корона», но она куда слабее), о травме как генетическом коде. Можно быть уверенным, что, даже когда глава семьи Рой (это исковерканное временем слово «король») в исполнении Брайана Кокса сойдет с арены, никуда не денется семейная манера вести дела. Он мог бы выбрать себе любого наследника из множества своих детей. Каждый из них, несмотря на врожденные слабости, впитал его деловой стиль. Но в итоге, так и не выбрав ни одного из них, Рой лишь потрафил безальтернативным механизмам естественного отбора. А зрителям осталось судить, что это: смачный fuck off или, наоборот, знак приверженности семейным традициям выживания сильнейших.

Семья на одном этаже

Фото: Chuck Lorre Productions, Warner Bros. Television

«Теория Большого взрыва», 2007–2019

Современная семья — это не обязательно кровные связи и не обязательно экономика. И даже не общие мечты. Причины для объединения могут быть гораздо гуманнее и в то же время вариативнее. Любовь, дружба, общие интересы, в конце концов. Нежелание проводить вечер в одиночестве. Возвращаясь к симпсоновскому дивану, где у каждого есть свое место, авторы «Теории Большого взрыва» предъявляют своему зрителю утопию новой семьи — сообщества друзей, объединенного перед телевизором (в нем «Star Trek» или «плейстейшен») фанатского клуба, в который могут войти как аутичные доктора наук, так и блондинки с актерскими амбициями. «Теория Большого взрыва» — самый длинный ситком в истории телевидения. Очевидно, запрос на стабильность, в которой главной проблемой является желание сидеть на том самом, лучшем и только твоем месте перед телевизором, является сущностным в наше быстро меняющееся время. А с семьей или без — это уже вопрос десятый.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры с компьютером: с чего все начиналось Игры с компьютером: с чего все начиналось

Первая игра для двоих, первая игра для женщин и другие первые компьютерные игры

Weekend
«Крокодиловы слезы»: миф или реальность? «Крокодиловы слезы»: миф или реальность?

Как плачут крокодилы и плачут ли?

ТехИнсайдер
Вездесущий клещ Вездесущий клещ

Нина Тикунова поделилась своим видением клещевой проблемы в России и в мире

Наука
Почему так сложно Почему так сложно

Одной из центральных тем повестки ПМЭФ-2024 стала интеграция в рамках ЕАЭС

Деньги
Красноярские просторы Красноярские просторы

Красноярск славен большим числом музеев и природными красотами

Лиза
Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача» Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача»

Как клиенты банков приходят к пониманию, что время дороже золота?

СНОБ
Ревень Ревень

Чем полезен ревень и что из него можно приготовить?

Здоровье
Это должен знать каждый хозяин: как помочь собаке справиться с жарой Это должен знать каждый хозяин: как помочь собаке справиться с жарой

Как ответственным хозяевам помочь питомцу чувствовать себя комфортно в жару

ТехИнсайдер
Сергей Кузнецов: Стрит-арт — как свежая газета, странно хранить ее долгие годы Сергей Кузнецов: Стрит-арт — как свежая газета, странно хранить ее долгие годы

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о стрит-арте

СНОБ
Пещерный человек Пещерный человек

Георгий Сапожников о тонкостях спелеологической науки и своем пути в ней

Отдых в России
Почему стыд бывает «испанским», но не африканским? Почему стыд бывает «испанским», но не африканским?

Чувство стыда посещает всех людей, но почему стыд называли испанским?

ТехИнсайдер
«Не для слабонервных»: почему популярный боевик с Джессикой Альбой получился неровным «Не для слабонервных»: почему популярный боевик с Джессикой Альбой получился неровным

«Не для слабонервных», англоязычный дебют индонезийской постановщицы Моули Сурья

Forbes
Вдвое больше «ноздрей»: BMW представила X3 нового поколения Вдвое больше «ноздрей»: BMW представила X3 нового поколения

Баварцы показали новый кроссовер Х3 — модель поколения G45

Maxim
Липовые губернаторы и шантаж в сети: какие угрозы таит искусственный интеллект Липовые губернаторы и шантаж в сети: какие угрозы таит искусственный интеллект

Какие схемы популярны у мошенников и как не стать их жертвой

ФедералПресс
Почему нас заставляют глушить мотор и не пользоваться телефоном на заправке Почему нас заставляют глушить мотор и не пользоваться телефоном на заправке

Какую опасность представляет включенные двигатель или телефон на заправке?

Maxim
Не так страшны, как кажутся: 10 фактов, которые необходимо знать о панических атаках Не так страшны, как кажутся: 10 фактов, которые необходимо знать о панических атаках

Что такое паническая атака? Как с ними бороться?

ТехИнсайдер
Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе

«Полночь с дьяволом» — история про вечернее телешоу, которое пошло не по плану

Правила жизни
Сильные, воинственные и бесстрашные: 7 книг о героях, которые ничего не боятся Сильные, воинственные и бесстрашные: 7 книг о героях, которые ничего не боятся

Истории о героях, которые смело встречаются лицом к лицу с опасностями?

ТехИнсайдер
Покорение вершины и Антарктида за 34 дня: Валдис Пельш рассказал о смертельно опасном опыте Покорение вершины и Антарктида за 34 дня: Валдис Пельш рассказал о смертельно опасном опыте

«Ген высоты 2. Гора всех гор» посвящена самому сложному восхождению в мире

Psychologies
«Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном «Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном

«Игра королевы» создает портрет женщины, которая боролась за свои убеждения

Forbes
Почему нет любви Почему нет любви

Почему одни из нас влюбчивы от природы, а другие по-настоящему ни разу не любили

Лиза
Сергей Горошко Сергей Горошко

Главный краш Петербурга стал сверхновой звездой российского кино

Собака.ru
Таня Сафонова Таня Сафонова

Автор, художник и иллюстратор Таня Сафонова (aka Серафима Патиссон)

Собака.ru
Кого слушают в Дагестане: почему республика снова пошла по пути радикализации Кого слушают в Дагестане: почему республика снова пошла по пути радикализации

Сейчас ситуация в республике Дагестан отнюдь не безнадежна, считает эксперт

Forbes
Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!» Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!»

Юрий Стоянов о перезагрузке карьеры, увлечении ножами и пользе от интернета

СНОБ
Моя мать — жертва: что делать, если мама постоянно тобой манипулирует Моя мать — жертва: что делать, если мама постоянно тобой манипулирует

Почему дочери и матери меняются местами?

VOICE
Как заставить собаку перестать есть фекалии Как заставить собаку перестать есть фекалии

Почему собаки становятся капрофагами и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Елизавета Боярская Елизавета Боярская

Ученица Льва Абрамовича Додина и звезда МДТ выходит на сцену в роли Аркадиной

Собака.ru
Биография автогонщика Поля Бельмондо: как он пошел по стопам актера Биография автогонщика Поля Бельмондо: как он пошел по стопам актера

Все о гонщике Поле Бельмондо: биография, карьера, отношения с отцом

РБК
Паек Петра Великого Паек Петра Великого

Сколько зарабатывали первые российские академики

Деньги
Открыть в приложении