Я вас слушаю!
Коммуникация стала неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому навык «активного слушания» сегодня очень важен для успеха. Что это такое, рассказывает психолог Евгений Теребенин.

На нас ежедневно обрушиваются огромные потоки информации – реклама, новости в социальных сетях, сплетни в компании подруг. Поэтому многое из поступающей информации мы начинаем игнорировать, считая ее ненужной. Это позволяет мозгу избежать перенапряжения и быстрой утомляемости, помогает сосредоточиться на действительно важных вещах.
Но бывает так, что повсеместный информационный шум заставляет тебя воспринимать как нечто незначительное и необязательное даже разговоры с близкими людьми, руководителем или коллегами. Пытаясь отгородить себя от информации, которая кажется бессмысленной, ты рискуешь упустить что-то важное для карьеры или для общения с близкими. А ведь умение быть внимательной к людям – один из ключевых факторов эффективной коммуникации. Поэтому «активное слушание» в наши дни – навык, который позволяет строить крепкие отношения в семье и достигать успехов в различных сферах жизни.
Что это такое
Активное слушание – это способность не просто слушать, но и слышать, учитывая в процессе диалога как смысл сказанного, так и то, как собеседник выражает свои мысли.
В отличие от «пассивного слушания», где слова текут мимо тебя, не вызывая никаких эмоций или реакции, а соотношение монолога к диалогу составляет 10 к 1, «активное слушание» – это содержательный и продуктивный диалог.
Он представляет собой полноценный обмен мыслями между двумя людьми. Применяя «активное слушание», ты ставишь себя на место собеседника и подходишь к решению проблемы с учетом мнений каждой из сторон. Может показаться, что ничего сложного в этом нет. Однако этот навык требует осознанности и умения находиться «здесь и сейчас», полностью погружаясь в беседу.
Активное слушание – это еще и способность воспринимать весь спектр чувств и невербального общения собеседника. Наличие этого навыка можно распознать по ряду признаков. Как правило, люди, которые вовлечены в беседу, применяют разные коммуникативные приемы: паузу, уточнение, парафраз, резюмирование. На невербальном уровне это может выражаться в неосознанном копировании позы, поведения или темпа речи собеседника. Все это способствует созданию атмосферы взаимопонимания.
Это важно! «Активное слушание» помогает укрепить отношения в семье и наладить коммуникацию с коллегами.
Как помогает в жизни
Отношения и самопознание
«Активное слушание» делает тебя заботливым человеком в глазах окружающих. Люди, которых ты слушаешь и слышишь, не только начнут чувствовать себя значимыми, но и будут воспринимать тебя как уважаемого и ценного человека. Это способствует поднятию как твоей самооценки, так и самооценки собеседника. Есть и другие преимущества, которые приносит навык «активного слушания» в отношениях и самопознании.
- Сокращение недопонимания и предотвращение конфликтов: активное слушание поможет тебе поставить себя на место собеседника и понять его чувства.
- Способность быстро наладить эмоциональный контакт: умение слушать создает эмоциональную связь между людьми, делает общение более глубоким и искренним.
- Моральное удовлетворение: уважение мнения другого человека приносит собеседникам моральное удовлетворение и укрепляет взаимоотношения.
- Повышение уровня социальной компетенции: «активное слушание» позволяет накапливать и анализировать чужой опыт. Это развивает понимание моделей поведения людей в различных ситуациях.
- Более широкий взгляд на мир: навык «активного слушания» расширяет кругозор человека и открывает перед ним новые перспективы.
- Повышение доверия: «активное слушание» усиливает доверие к людям и помогает быть честной с собой и окружающими.
Карьера
В профессиональной сфере «активное слушание» также играет не последнюю роль, особенно в командной работе и в управлении коллективом. Вот только некоторые преимущества навыка.
- Глубокое понимание клиентов и их потребностей: «активное слушание» помогает лучше понять клиентов, а значит, предоставлять им продукт согласно их запросам.
- Сбор, анализ и работа с клиентскими возражениями: умение внимательно слушать помогает разобраться в возражениях клиентов, найти компромиссы или альтернативные решения, способствуя успешному завершению сделок и укреплению отношений.
- Выявление недостатков: «активные слушатели» способны обнаружить рабочие процессы, которые требуют улучшения и оптимизации.
- Положительная репутация: люди, которые проявляют интерес и внимание к другим, часто получают взамен уважение со стороны коллег и руководства.
- Укрепление рабочих отношений: «активное слушание» способствует более эффективному взаимодействию с руководством, коллегами и клиентами.
- Быстрый рост компетенции и профессиональных знаний: «активное слушание» позволяет накапливать опыт и знания. Оно способствует профессиональному росту и адаптации к новым вызовам.
- Снижение риска неудачи: своевременное реагирование на изменения внутри и вне компании минимизирует риски и повышает эффективность бизнеса.
Будем развивать
Овладеть этим навыком может любой, для этого важно придерживаться следующего подхода в процессе диалога.
- Концентрация внимания. Старайся полностью сосредоточиться на собеседнике, не отвлекаясь на посторонние мысли или внешние раздражители.
- Полное вовлечение. Научись воспринимать не только слова, но и эмоции, интонации, жесты.
- Эмпатия и понимание. Попытайся понять чувства и переживания собеседника без критики и осуждения. Каждый человек хочет быть услышанным.
Сегодня, когда большинство людей погружены в собственные мысли и переживания, способность проявлять внимание и заинтересованность в процессе беседы становится особенно ценной. Учись, дерзай – и все у тебя обязательно получится!
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl