Не те герои
Минфин планирует активно выводить на рынок акций национализированные компании и компании с госучастием, но вряд ли эти эмитенты помогут его росту. На бирже нужно 500 компаний с таким же бизнесом, как у Ozon или Positive Technologies
Минфин собрался действовать проактивно и ударными темпами поднимать фондовый рынок согласно указаниям президента. Напомним, что Владимир Путин указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в числе прочего поручил довести капитализацию фондового рынка страны до 66% ВВП к 2030 году.
Почему именно такая цифра? Некоторые участники рынка полагают, что мы ориентируемся на КНР, а капитализация китайского рынка достигает 65% ВВП. Здесь стоит вспомнить: если мы говорим об экономически развитых странах, то капитализация их фондового рынка равна или превышает ВВП страны (в частности, в 2022 году этот показатель у США составил 156,53%, у Великобритании — 100,23%, у Японии — 126,41%). У развивающихся все скромнее: речь обычно идет о цифре в районе 70%. Хотя бывают и исключения: например, капитализация рынка Саудовской Аравии по итогам 2022 года добралась до 238%.
Что интересно, по соотношению капитализации и ВВП мы уже достигали цифр, характерных для развитых стран (99,3%), однако это было в далеком 2007 году. В последние же годы этот показатель в России сильно отставал от целевой отметки (см. график). Причин много: здесь и бесконечные санкции, и геополитические риски, и высокие процентные ставки. Но ключевых две: отсутствие крупных институциональных инвесторов и скудость представленных на рынке эмитентов и отраслей. Что касается первого фактора, то после ухода иностранцев 75% оборота на отечественном рынке акций обеспечивают частные инвесторы. Что касается второго — с середины 2000-х на рынке прочно утвердилась тенденция на делистинг уже торгующихся компаний, так что число эмитентов постоянно сокращается. Да, волна IPO последних полутора лет слегка поправила дело, но все же купить на нашем рынке — кроме двух-трех десятков ликвидных акций — по-прежнему особо нечего.
Одним из инструментов достижения цели повышения капитализации как раз и станет активность Минфина по выведению на рынок национализированных предприятий и компаний с госучастием. «Приватизационные IPO являются важным драйвером роста рынка публичных размещений. По нашим расчетам, за период с 1996 по июль 2024 года на приватизационные сделки приходилось около 38 процентов общего объема сделок IPO и SPO российских компаний, — отмечает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Абрамов. — Однако в новой волне IPO с 2022 года таких сделок не было. То, что у сотрудников регулирующих органов появятся реальные KPI по реализации роста IPO, — позитивный сигнал для внутреннего финансового рынка».
Неприятные цифры
На первый взгляд ситуация с публичными размещениями выглядит вполне бодро. Только за этот год на рынок долевого капитала уже вышли несколько вполне известных предприятий. Однако тут есть нюанс: капитализация новых компаний редко превышает 100 млрд рублей (см. таблицу), то есть по меркам рынка это середнячки. Для сравнения: капитализация «Газпрома» даже сейчас составляет 4 трлн.
Второй неприятный нюанс тоже хорошо виден из таблицы: на текущий момент котировки новичков заметно просели по отношению к цене размещения. В ближайшей перспективе это удержит новых игроков от размещений. «Сейчас для IPO непростая конъюнктура: индекс IPO с момента запуска 19 апреля 2024 года снизился на четверть, и многие компании перенесли выход на биржу с лета на неопределенный срок, скорее всего на четвертый квартал», — говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Андрей Петров. Впрочем, он уверяет, что размещения можно проводить даже на таких рынках — если давать дисконт к текущей рыночной неопределенности. «IPO Whoosh (шеринг самокатов) и SPO Positive Technologies (кибербезопасность) в 2022 году и их IPO в 2021-м об этом свидетельствуют, хотя их объем размещения существенно меньше, нежели у госкомпаний», — приводит пример эксперт.
Учитывая все сказанное, а также административный ресурс, наполеоновские планы Минфина совсем уж оторванными от реальности не выглядят, но вопросов все равно оставляют более чем достаточно. И первый из них — как будут соотноситься разнарядки по переводу компаний в публичный статус со сложной рыночной конъюнктурой (а она у нас в стране сложная уже третий год)?